Кирилл Болматов: «Мы знаем углеродный след каждого бренда»
Директор по корпоративным отношениям HEINEKEN в России рассказал +1 о том, как модернизация производства помогает снижать экологический ущерб.
— Можно ли назвать экологические программы НEINEKEN главным направлением корпоративной социальной ответственности концерна?
— Компания HEINEKEN — производитель пива номер один в Европе и третий в мире — создавалась как семейный бизнес. Сейчас ей более 150 лет. Мы осознаем меру своей ответственности за эффективное использование ресурсов планеты. В нашей стратегии устойчивого развития «Варим пиво, делая мир лучше» два направления из шести включают защиту окружающей среды. Это сохранение водных ресурсов и сокращение выбросов CO2 на протяжении всего жизненного цикла продукции. К нему относятся этапы производства сырья и солода, пивоварения и производства прохладительных напитков, производства упаковки, дистрибуция и охлаждение готового продукта в розничной сети, в барах и ресторанах. Мы разработали собственную базовую модель учета «углеродного следа». Она позволят проанализировать ситуацию по каждому бренду и понять, где нужна модернизация.
— А как вы встраиваете способы сокращения углеродного следа в бизнес-стратегию и производственные процессы?
— Мы определили так называемые «горячие точки», где работа по сокращению выбросов даст лучшие результаты. Больше всего на экологию влияет производство и использование упаковки — это 38% от общего углеродного следа. Ключевые факторы здесь — вес тары, доля утилизируемых материалов и энергия, которая потребляется при выпуске упаковки. Мы внедрили программы по снижению веса ПЭТ-преформ на производствах в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Стерлитамаке, Иркутске, а также перешли на облегченные стеклянные бутылки для брендов Zlatý Bažant. В результате, значительно сократилось потребление стекла и полимерного материала, а помимо снижения экологического вреда, компания получила дополнительную годовую прибыль более 6 млн рублей.
— С учетом российской территории, наверное, самый вредный с точки зрения экологии этап — это дистрибуция?
— Как ни странно — нет. Дистрибуция — это менее шестой части от всех выбросов. А вот более 20% парниковых газов формируется при охлаждении готовой продукции в супермаркетах, барах и ресторанах. Мы разработали «зеленые» стандарты, которым должны соответствовать все новые холодильники, закупаемые для хранения продукции HEINEKEN. С 2011 года в торговых точках России было установлено около 70 тысяч «зеленых» рефрижераторов. Они снижают потребление энергии до 45%. А для «зеленой» дистрибуции разработан специальный инструмент, который так и называется — Green Distribution Report. По каждому виду транспорта учитывается пробег, расход топлива, вплоть до полезной вместимости типа транспортного средства. И по формулам подсчитывается эффективность. За пять лет мы сократили выбросы на 6,1%.
— Существуют ли единые критерии оценки эффективности экологических программ и КСО в целом?
— Программа устойчивого развития «Варим пиво, делая мир лучше» — одно из направлений нашей бизнес-стратегии. Полученные результаты и, в частности, показатели сокращения выбросов CO2 мы используем как важный компонент внутренней отчетности. Специально разработанная система мониторинга под названием «Зеленый датчик 2.0» работает как инструмент для определения эффективности. С ее помощью мы объективно оцениваем результаты по каждому производственному подразделению или отдельному региону, функциональным службам, а также по всему концерну в глобальном масштабе.
— Глобальные обязательства HEINEKEN к 2020 году предполагают масштабные сокращения выбросов парниковых газов от 20% до 50%. Есть ли конкретные планы?
— Как я уже сказал, для нас — это приоритетное направление. Мы оптимизируем производственные процессы и цепочки для снижения экологического воздействия. Например, сейчас мы активно развиваем агропроект по выращиванию пивоваренного ячменя в республике Башкирия, Новосибирской и Иркутской областях. Использование местного сырья позволит нам сэкономить до 15% от общих затрат на закупке солода и до 40% на транспортных расходах, что, в свою очередь, сократит выбросы парниковых газов. Мы считаем, что эта работа будет успешной, только если она носит системный характер.