«Мы отправили фильм в правительство Эфиопии, Всемирный банк и ЕС»

В мае 2018 года в Москве прошел международный фестиваль «зеленого» документального кино EcoCup. На его открытие приехал шведский режиссер Йоаким Деммер со своим фильмом Dead Donkeys Fear No Hyenas, который для российских показов получил название «Зеленое золото». Российская публика увидела ленту в Центре документального кино, «Букводоме» в парке «Сокольники» и в Высшей школе экономики. После каждого показа у зрителей была возможность пообщаться с Деммером. Режиссер рассказал +1 об истории фильма, обязанностях автора документального кино и о том, как меняется отношение людей к экологическим проблемам.

Кадр из фильма «Зеленое золото»
Кадр из фильма «Зеленое золото»
Фото: facebook.com

Вы приехали в Эфиопию снимать фильм об этнической музыке, а сняли Dead Donkeys Fear No Hyenas. Как так вышло?

Я работал над документальным фильмом о музыке в Эфиопии. На обратном пути, когда я ждал свой рейс в аэропорту, я увидел, как местные продукты загружались в самолеты, которые собирались покинуть страну. В это же время на посадку шли другие воздушные суда, которые доставляли продовольственную помощь. Происходившее на взлетном поле показалось мне абсурдом. Я решил, что обязательно сюда вернусь, и сделал это.

Мне посчастливилось встретить журналиста Арго, который успел стать легендой. Его-то мы и видим в фильме Dead Donkeys. Он был одним из первых, кто занялся «зеленой» журналистикой в Эфиопии. Чтобы поддерживать единомышленников и обмениваться информацией с коллегами из других стран Африки, Арго создал Ассоциацию экологической журналистики Эфиопии.

Фактически он был первым, кто раскрыл тогда еще секретные планы правительства по сдаче в аренду миллионов гектаров земли. И без него этот фильм не был бы снят, это точно. Арго поддержал меня, благодаря его помощи я смог увидеть, что захват земли означает для жителей Эфиопии на самом деле. Миллионы людей были выселены, лишились земли, стали зависимыми от продовольственной помощи. Арго вынудили бежать из страны, так как в Эфиопии нет места для свободных СМИ. Но мы продолжили работу над проектом.

Йоаким Деммер на фестивале «зеленого» кино Ecocup
Йоаким Деммер на фестивале «зеленого» кино Ecocup
Фото: facebook.com

Как много лет вам потребовалось на реализацию этого проекта?

Мы начали работать над фильмом почти 7 лет назад. Таким образом, на проект ушло 6,5 лет. Но иногда нам приходилось делать длительные паузы из-за финансовых трудностей. Арго был вынужден покинуть Эфиопию, и мы не были уверены, сможем ли мы вообще продолжить работу, смогу ли я лично поехать туда. Кроме того, в тот момент, когда фильм был практически готов, арестовали Омота Агва, человека, который пытался защитить национальный парк. Нам пришлось временно отложить выход ленты, потому что это могло подвергнуть Омота опасности. Вдобавок ко всему, к этому моменту в Эфиопии многое произошло, начались многочисленные восстания, и мы решили продолжить съемки. Так что фильм пришлось отредактировать еще раз.

Открытие фестиваля «зеленого» кино Ecocup
Открытие фестиваля «зеленого» кино Ecocup
Фото: facebook.com

Расскажите о том, как вы продвигали картину среди представителей власти и бизнеса. Ведь они — та целевая аудитория, которой нужно продемонстрировать последствия их, как они считают, «прогрессивной» деятельности. Что вы делали? Ходили во Всемирный банк, к властям? Это было сложно?

Этот фильм создан не только для представителей бизнеса и людей, занимающихся вопросами развития. Как кинорежиссеры, мы пытались обратиться к максимально широкой аудитории. Но, конечно, мы хотели, чтобы фильм посмотрели и те люди, которые могут оказать определенное влияние на ситуацию. Это были не только представители Всемирного банка, но и специалисты из корпораций и организаций, занимающихся вопросами развития. Мы отправили нашу картину в правительство Эфиопии, во Всемирный банк, ЕС, политические партии в странах, где показывали фильм.

Как Вы думаете, удалось ли Вам и Вашим коллегам повлиять на ситуацию?

Мы не ставим перед собой цель снять документальное кино, которое будет воздействовать на людей. Иначе мы превратились бы в политиков. Думаю, нам всем хватает СМИ с их повесткой.

Значительно важнее — и это как раз то, что документальные фильмы могут сделать, — это показать картину более глубоко, вне зависимости от политической повестки дня. Это обязательство берет на себя кинорежиссер. Мы не пытаемся заниматься пропагандой. Мы пытаемся донести информацию настолько точно, насколько это возможно.

Читайте полную версию интервью на +1