Ответственность в дорогой упаковке
Движение за ответственное потребление повысило сознательность общества и заставило бизнес формировать осознанную социальную и экологическую политику. Но излишнее потребление продолжает разрушать экосистемы, а покупка «зеленых» товаров вместо обычных не решает проблемы сохранения окружающей среды.
Осознанное перепотребление Стиль потребительского поведения, при котором предпочтение отдается товарам, произведенным с соблюдением определенных этических норм — экологических, социальных, норм гуманности — получил название ответственного или этичного, потребления (conscious consumerism, ethical consumerism). Философия его сторонников опирается на идею, что выбор ответственных производителей и бойкот товаров, произведенных неэтично, позволяет покупателям формировать социально и экологически ответственный рынок.
Движение потребителей, неравнодушных к тому, как были произведены те или иные товары, зародилось в конце 1980-х годов — именно тогда вышел первый выпуск главного издания об этичном потреблении Ethical Consumer и начались соответствующие исследования. По данным Ethical Consumer, сегодня до 50% населения западных стран отказывается от покупки товара, если обстоятельства его выпуска вызывают этические сомнения. Ответственных потребителей интересуют экологичность производства, соблюдение производителями принципов устойчивого сельского хозяйства, гуманное отношение к животным, а также трудовая этика — честная оплата и достойные условия труда для всех работников.
Движение ответственного потребления привело к тому, что многие производители были вынуждены серьезнее относиться к выполнению социальных и экологических обязательств, а зеленый маркетинг стал неотъемлемой частью стратегии современных компаний. Согласно Forbes, ответственная политика предприятий станет определяющим фактором потребительского спроса в будущем.
«В Unilever мы заметили, что половина роста нашего бизнеса приходится на бренды, которые транслируют большую социальную миссию, и выпуск которых опирается на принципы устойчивого развития. Продажи этих товарных позиций и растут на 30% быстрее — что доказывает заинтересованность потребителя в экологичной продукции.
Сложнее пока обстоит дело с судьбой наших товаров после их утилизации — иначе говоря, с отходами, которые оказываются на свалке после использования продукта. Нам удалось снизить количество таких отходов на 29% (из расчета на одно использование потребителем). К 2030 году мы планируем значительно увеличить этот процент и сократить объем отходов, связанных с нашей продукцией, вдвое — в том числе благодаря переходу на перерабатываемую упаковку».
Кети Тавдишвили, пресс-секретарь Unilever в России
Однако адепты этичного потребления все чаще подвергаются критике. Их обвиняют в поиске легких решений, а само движение — в элитарности и доступности только обеспеченным слоям населения. Бизнесу предъявляют претензии в эксплуатации этических идеалов покупателей и гринвошинге — создании у потребителя ложного впечатления о степени значимости природоохранных ценностей для политики компании. «Ответственное потребление отвлекает нас от коллективных действий», — пишет в своем блоге известный экожурналист Джордж Монбиот (George Monbiot). Критики движения уверены — существуют более эффективные методы изменить мир, чем шопинг.
Автор
Дарья Кузнецова