«Мы хотим донести до покупателей идею, что пластик не мусор, а ресурс»

Руководитель управления по устойчивому развитию бизнеса розничной сети «Магнит» — о популяризации экологических практик среди потребителей и поставщиков сети

Фото: Pexels

Что делает «Магнит» для снижения углеродного следа, как убеждает потребителей ответственно относиться к охране окружающей среды и раздельному сбору мусора, что за требования предъявляет к поставщикам и какие совместные проекты реализует с крупными партнерами — об этом в интервью Plus-one.ru рассказала Надежда Галактионова, руководитель управления по устойчивому развитию бизнеса компании «Магнит».

— «Магнит» активно продвигает принципы ответственного потребления среди своих покупателей: устанавливает фандоматы, экокорзины, «кубики ЗОЖ». Какие проекты приносят наибольший эффект?

— Мы действительно пропагандируем среди наших покупателей ответственное потребление, раздельный сбор отходов. Делаем это с партнерами и поставщиками. В первую очередь можно выделить проект «Вторая жизнь пластика» с Procter&Gamble (P&G), в рамках которого мы поставили 80 фандоматов в наших магазинах в Москве, Краснодаре и Санкт-Петербурге. Важно отметить, что, несмотря на создание в рамках проекта крупнейшей в стране частной сети подобных устройств, для нас главное в программе не инфраструктура.

Да, в течение прошлого года нам удалось собрать через эту сеть около 30 тысяч пластиковых бутылок и жестяных банок, но по сравнению с объемом пластикового мусора, отправляемого на свалки, это капля в море. Но мы и не ставим задачу собрать в магазинах весь пластик на свете. Все-таки миссия ритейла — продавать товары, а не быть точкой сбора вторичного сырья. Наша главная цель в этой программе — донести до людей идею, что с пластиком можно обращаться иначе, не выкидывать его на свалку. Наш посыл: пластик — это не мусор, а ресурс. С использованием собранного в фандоматы материала уже построены три детские площадки — в Архангельске, Дзержинске и Краснодаре. В этом году такие площадки появятся в Казани и Орле. Покупатели видят, что бутылки, которые они сдали в фандоматы, не были отвезены на мусорный полигон. У них действительно есть вторая жизнь: дети играют на площадках, сделанных из переработанного пластика.

— Как еще тема устойчивого потребления представлена в сети «Магнит»?

— Программ вовлечения покупателей в экологически сознательную жизнь становится все больше. В последнее время многие поставщики сети включают какой-то экологический компонент в наши совместные программы. К примеру, с компанией Henkel мы провели большую акцию по высадке деревьев, в частности, около 180 саженцев посадили в Краснодаре. У проекта «Вторая жизнь пластика» тоже началась новая волна: мы поставили в магазинах 100 корзин для сбора трудноперерабатываемого пластика — сменных блоков шампуней и бальзамов для волос, жидкого мыла и использованных зубных щеток.

Недавно мы с P&G реализовали новый социально-экологический проект по сбору и переработке одежды. Часть собранного текстиля была отдана на благотворительность, часть отправилась на переработку.

— Что это был за проект?

— Он проводился с июня по август этого года. И мы были удивлены, насколько активно люди откликнулись на эту инициативу. Благотворительная акция «Чистое счастье» была доступна жителям 15 городов. В семи городах-участниках проекта побывала «мобильная прачечная»: большой грузовик со стиральными машинами приезжал в город и вставал на парковку возле супермаркета «Магнит». Люди несли к этому «траку» крупные вещи, которые они не могли постирать дома. Заодно они брали с собой и ненужную одежду. В других восьми городах, где проходила акция, мы поставили контейнеры для таких вещей. В итоге удалось собрать 14 тонн одежды. Хорошие вещи, пригодные для носки, были переданы более чем тысяче нуждающихся семей. Остальные предметы одежды сдали на переработку.

Еще один важный для нас момент: этот проект помог возродить движение «Вещи добрые», которое занимается ответственной утилизацией вещей в Краснодаре. Во время пандемии ему не хватило финансирования, и он был вынужден закрыться. Мы его нашли, привлекли к нашему проекту и в течение года будем поддерживать.

Руководитель управления по устойчивому развитию бизнеса компании «Магнит» Надежда Галактионова
Руководитель управления по устойчивому развитию бизнеса компании «Магнит» Надежда Галактионова
Фото предоставлено пресс-службой компании

— Что помогает привлечь неравнодушных людей к вашим экологическим проектам? Что вы, как крупнейший ритейлер, присутствующий во всех уголках страны, можете сделать?

— Чтобы мотивировать покупателей быть ответственными потребителями, нужно и самим практиковать такой подход. В этом смысле «Магнит» реализует большое количество инициатив. Например, пленку и пластик, в которых товары поставляются в магазин, собирают в каждой торговой точке. Также там собирают картон, банановые коробки и прочую упаковку. Все это вторсырье отправляется в распределительный центр, где сортируется и прессуется в промышленные кипы, а затем отдается на переработку. Это выстроенная и эффективно работающая система утилизации промышленной упаковки в наших магазинах. Нам важно, чтобы собранное не оказалось на мусорном полигоне.

Одна из важных тем для ритейлера — это упаковка продуктов на кассе. Сейчас все наши пакеты содержат вторичный переработанный пластик. Еще недавно его доля в пакетах составляла 20%. В прошлом году нам удалось повысить ее до 30%, планируем в начале следующего года выйти на 40%. Пакеты при этом не меняют свои физические характеристики, они такие же прочные и могут быть использованы неоднократно. Также мы активно советуем нашим покупателям использовать многоразовые сумки, которые тоже представлены в нашем ассортименте.

— Как развивается упаковка продукции под вашими собственными торговыми марками (СТМ)?

— В этом году мы детально проанализировали упаковку своих СТМ в сегменте «средний плюс»: из чего она сделана, можно ли ее использовать вторично? В результате мы видим, что большая ее часть уже сделана из перерабатываемых материалов. Что касается прочей упаковки, то совместно с поставщиками мы будем работать над ее экологизацией.

Этим летом мы запустили новую СТМ: Gardenica — бренд бытовой химии с экологичным составом и упаковкой. В сентябре продукты этой марки получили экомаркировку «Листок жизни». Она подтверждает, что состав продуктов безопасен для человека и окружающей среды, а упаковка товаров сделана из материалов, подлежащих вторичной переработке («Листок жизни» — единственная российская маркировка, признанная Всемирной ассоциацией экомаркировки GEN. — Прим. Plus-one.ru).

— Если обратиться к собственному агропроизводству: вы выращиваете овощи и салаты. При этом сельское хозяйство — один из крупнейших источников парниковых газов на планете. Вы следите за углеродным следом ваших хозяйств?

— Наше собственное производство использует достаточно прогрессивные технологии. Например, углекислый газ, который выделяется при отоплении теплиц, отправляется обратно в теплицы для подкормки растений. С одной стороны, мы снижаем количество выбросов СО2, с другой — такая подкормка дает до 15% роста урожайности. И это не единственная технология: у нас весьма современное производство в этом смысле. К примеру, на нашем самом большом в Европе комплексе по выращиванию грибов используется технология улавливания дождевой воды. Она используется как оборотная для приготовления компоста. В наших хозяйствах много решений, которые можно отнести к «зеленому» производству.

— Является ли использование принципов устойчивого земледелия условием сотрудничества фермерских хозяйств с сетью «Магнит»?

— Вопросы устойчивого развития становятся все более важными не только для FMCG-гигантов, но и для всех компаний, которые присутствуют на рынке. В настоящий момент системная работа по устойчивому развитию с поставщиками — это рекомендации, их выполнение не является основным условием, чтобы продукт попал к нам на полку. Cистема ESG-факторов (environmental, social, governance — окружающая среда, общество, управление. — Прим. Plus-one.ru) в нашей коммерческой деятельности только формируется, запускается в пилотном режиме. Такому гиганту, как «Магнит», важно протестировать новые бизнес-процессы на небольшом объеме, отработать все сложные моменты и только потом масштабировать. Поэтому сейчас мы проводим пилот на небольшой группе поставщиков.

Помимо ESG-критериев, в первую очередь мы смотрим на качество продукции. Продовольственная безопасность — важнейшее направление нашей работы.

— У вас есть «Фермерский дворик» — проект поддержки небольших фермеров. Как он развивается?

— Есть два проекта — «Фермерский дворик», где мы реализуем фермерскую продукцию на собственных полках, и «Фермерская лавка», где мы предоставляем в аренду помещение в магазине, а фермер самостоятельно реализует свою продукцию.

В этом году мы запустили образовательную программу для крестьянско-фермерских хозяйств. Есть и большая программа поддержки фермеров. В прошлом году мы подписали с Россельхозбанком (РСХБ) соглашение, направленное на поддержку продвижения фермерской продукции в наших магазинах. Маленьким хозяйствам сложно справляться со всей бюрократией и бухгалтерией, поэтому недавно мы упростили для них документооборот. Для удобства производителей на разработанной РСХБ платформе «Свое Фермерство» появилась специальная форма заявки. Теперь каждый заинтересованный в сотрудничестве фермер может подать коммерческое предложение.

«Магнит» сотрудничает более чем с 5 тысячами партнеров, около половины из которых являются региональными. Многие локальные производители за годы взаимодействия с нашей сетью смогли выйти на федеральный уровень, нарастить обороты и в разы увеличить производство.

Помимо работы с фермерами, мы активно развиваем торгово-закупочные сессии в регионах, в рамках которых сотрудники «Магнита» объясняют небольшим региональным производителям принципы сотрудничества с крупным ритейлом. И с недавнего времени в круг тем торгово-закупочных сессий, помимо обычных бизнес-вопросов, входит обсуждение устойчивого развития. Мы рассказываем о том, что «Магнит» делает в этом направлении, что мы ожидаем от наших поставщиков.

— Замечает ли рынок ваши усилия?

— «Магнит», как публичная компания, оценивается многими российскими и международными рейтинговыми агентствами, специализирующимися на оценке ESG-факторов организаций. Системная работа по устойчивому развитию отражается на позиции компании в рейтингах. Например, ESG-рейтинг MSCI поступательно повышает нашу позицию. Мы начинали с рейтинга В в 2019 году, год назад его повысили до ВВ, а в этом году нам присвоили ВВВ. Российские агентства также начинают работать с повесткой ESG, кроме того, появляются и свои рейтинги. Приятной новостью этого лета для нас оказалось то, что Национальное рейтинговое агентство в рэнкинге устойчивого развития публичных российских нефинансовых компаний присвоило «Магниту» третье место в сводном рэнкинге промышленных и розничных компаний и первое — в секторе розничной торговли.

— Как сказывается ваша приверженность к экологичности и устойчивому развитию на котировках компании?

— Думаю, что на них влияет комплексная оценка компании. Это не только ESG, но и финансовые показатели, динамика развития сети и прочее. Однако многие инвесторы, помимо финансовых документов компании, все более активно смотрят ESG-отчетность. Думаю, что этот интерес будет высоким и дальше, и ESG-факторы сохранят актуальность для принятия тех или иных инвестиционных решений.

Совместный материал с ПАО «Магнит»