По углеродным следам моды

Что может сделать индустрия ради экологии

Фото: Stella McCartney / Facebook.com

Индустрия моды считается одной из самых ресурсоемких отраслей. Она подразумевает не только изготовление одежды, включающее производство материалов, подготовку тканей и сопутствующую химическую обработку, но и розничную торговлю, а также переработку нереализованных или поношенных вещей. За 2018 год мировая индустрия моды произвела более 2,1 млрд т парниковых газов, что составило 4% от общемирового объема выбросов. Об этом рассказывает исследование консалтинговой компании McKinsey & Company и некоммерческой организации Global Fashion Agenda, которая пропагандирует устойчивое развитие в отрасли. Эксперты прогнозируют, что если индустрия моды не примет меры по борьбе с выбросами, то к 2030 году их объем может достичь 2,7 млрд т в год.

Исследователи отмечают, что отрасль далека от соблюдения условий Парижского соглашения по климату, цель которого — ограничить рост мировой температуры величиной 1,5 °C. Чтобы соответствовать этому требованию, к 2030 году модной индустрии необходимо сократить выбросы почти в два раза — с 2,1 млрд т до 1,1 млрд т СO2. По подсчетам экспертов, многие меры, необходимые для срочного сокращения выбросов, могут быть реализованы при небольших затратах. Так, почти 90% природоохранных мероприятий обойдутся отрасли менее чем в $50 за тонну сокращенных выбросов парниковых газов. Авторы исследования призывают представителей модной индустрии активизировать действия по борьбе с загрязнением окружающей среды.

«При поддержке брендов и ритейлеров около 60% сокращения выбросов может быть достигнуто на сырьевых предприятиях. Это возможно за счет повышения энергоэффективности и перехода на возобновляемые источники энергии, — заявляют авторы доклада. — Еще на 18% сократить выбросы брендам позволит оптимизация процессов производства. 21% сокращений может быть обеспечен за счет изменений потребительского поведения».

Эксперты назвали ключевыми эти три направления, пояснив, что в каждом из них необходимы согласованные действия со стороны участников отрасли.

Cокращение выбросов при получении сырья. Модная индустрия начинается с производства тканей. Существует три типа волокон, из которых изготавливают ткани: синтетические (продукты переработки нефти), растительные (хлопок, лен) и животные (шерсть). Именно при производстве волокна выделяется больше всего парниковых газов — 38%. Еще 15% — это эмиссия во время химической обработки, после которой полотно обретает нужную текстуру, цвет и рисунок. По мнению исследователей, производители ткани могут обеспечить снижение выбросов СO2 за счет декарбонизации производства, а также минимизации и переработки отходов.

Сокращение выбросов от собственной деятельности брендов. Основной вклад, который бренды могут внести в сокращение выбросов парниковых газов, заключается в улучшении состава материалов, например в более широком использовании переработанных волокон. Другие перспективные направления — это экологически безопасный транспорт, переход к биоразлагаемой и перерабатываемой упаковке, снижение выбросов углекислого газа в сфере розничной торговли, минимизация возвратов и сокращение перепроизводства.

Поощрение экологичного потребительского поведения. Снижению выбросов на 347 млн т в 2030 году могут способствовать более осознанный подход к потреблению одежды со стороны покупателей и внедрение радикально новых бизнес-моделей. К ним относятся, например, поощрение проката, перепродажи, ремонта и переделки одежды, сокращение объемов стирки и сушки, а также увеличение объемов сбора и переработки.

Экологичная модная индустрия

Животноводческие фермы Нидерландов производят 76 млрд кг навоза ежегодно. В органическом удобрении содержатся фосфор и азот — вещества, которые без правильной утилизации вредят почве и загрязняют воздух. В 2016 году местный стартап Mestic представил одежду из коровьего навоза. Удобрение использовалось как сырье, из которого можно извлечь целлюлозу и превратить ее в ткань для изготовления одежды. По такому же принципу из навоза можно делать биопластик или бумагу. В отличие от обычного пластика, такой материал быстро разлагается, его можно переработать и повторно использовать.

Платье из коровьего навоза стартапа Mestic
Платье из коровьего навоза стартапа Mestic
Фото: inspidere.com

Итальянская компания Orange Fibre производит ткань из апельсиновой кожуры. Ежегодно в стране выбрасывают более 700 тыс. т очисток цитрусовых. Orange Fibre выделяет из них целлюлозу, которая затем перерабатывается в волокно. Полученная пряжа напоминает шелк, но при добавлении другого сырья из нее можно выткать саржу, поплин, трикотаж и другие ткани.

Биоинженерный стартап Bolt Threads с 2009 года занимается производством этичных материалов для модной индустрии. В частности, компании удалось искусственно создать паучий шелк. Ткань из паутины известна своей мягкостью и прочностью, из нее можно шить легкую износостойкую одежду. Компания не эксплуатирует насекомых, а использует синтетические белки. Ткань из них является биоматериалом, который не загрязняет окружающую среду.