Прозрачные, как вода

Примерно треть рыбы и морепродуктов, импортируемых из Мексики в США, является незаконно выловленной ― такие данные приводит портал GreenBiz. Это серьезная проблема, как для сохранения морской фауны, так и для предприятий пищевой промышленности и торговли, которые стремятся вести бизнес этично.

Рыбак закидывает сеть в море
Рыбак закидывает сеть в море
Фото: flickr.com/maheshguild

Возможность отследить происхождение улова ограничена, особенно если рыба проходит от места вылова до стола через нескольких посредников. Улучшить ее берутся технологические компании, специализирующиеся на контроле улова и обеспечении прозрачности цепочек поставок.

Стартапы для этичного улова

До сих пор рыбакам было крайне сложно избегать прилова ― попадания в сети морских млекопитающих, а также рыб, не имеющих промысловой ценности либо вообще принадлежащих к исчезающим видам.

Помочь с контролем прилова им обещает стартап SmartCatch. Он разработал дистанционно управляемую систему мониторинга сети под названием DigiCatch, которая работает в режиме реального времени. В нее входят HD-видеокамеры, осветительные приборы с регулируемой яркостью и сенсоры; это позволяет оператору, контролирующему трал, видеть, что происходит внутри. А технология SmartNet, предназначенная для использования в паре с DigiCatch, дает возможность отпускать ненужную часть улова.

Фирма ThisFish создала сеть, в которую ответственные рыболовные компании вносят данные об улове ― где и как он был добыт, можно ли считать его экологически чистым. Каждая рыба помечается биркой с уникальным кодом, по которому торговая точка либо конечный потребитель может узнать данные и выйти на изначального поставщика. Партнерами стартапа на сегодняшний день являются 12 коммерческих предприятий и НКО.

В основе бизнеса компании Sustainable Fishery Trade лежит другой принцип: она напрямую связывает рыболовные компании с дорогими ресторанами, которые заботятся о высоком качестве продуктов питания и этичном вылове рыбы.

Угроза биоразнообразию и ответственность бизнеса

Человечество уже исчерпало треть мировых запасов рыбы, и с 1990-х годов уловы в глобальном масштабе снижаются ― такие данные приводит организация Greenpeace в октябрьском докладе «Море отчаяния». По ее оценкам, если к 2025 году производство морепродуктов увеличится на 20%, это уничтожит океанические экосистемы.

Кроме того, нарушение прав рыбаков и торговля людьми на рыболовных судах или перерабатывающих предприятиях существует более чем в 50 странах. Среди них печально известен Таиланд, где широко распространены и перевылов рыбы, и рабский труд.

Однако экологи Greenpeace обнаружили, что ряд крупных компаний пищевой промышленности продает ответственно добытые морепродукты и повышает прозрачность в рыболовном бизнесе, тем самым защищая океаны и людей, занятых в этой сфере. В числе таких компаний упоминается и российский рыбопромышленный холдинг «Карат», сменивший название на «Норебо». Упомянутые организации придерживаются ответственных практик сами и требуют того же от своих поставщиков.

Так, McDonald’s, Espersen, Young’s Seafood, Iglo, Findus и Birds Eye отказались от расширения лова трески на севере Баренцева моря ― акватории, освободившейся ото льда в результате глобального потепления. Этот регион сопоставим по площади с двумя территориями Франции и включает в себя архипелаг Свальбард. Территория получила прозвище «Северные Галапагосы» и является домом для ряда редких арктических животных.

Виды архипелага Свальбард
Виды архипелага Свальбард
Фото: veter-s.ru

Говоря о рыболовстве в тропических широтах, Greenbiz также приводит пример американской компании Aramark, которая первой перестала принимать улов с судов, участвующих в перепогрузке. Такие корабли могут оставаться в океане годами, создавая условия для рабского труда и прочих злоупотреблений. От сотрудничества с практикующими перепогрузку рыбы поставщиками отказались и такие гиганты пищепрома, как Mars и Nestle, а это ― сигнал для всей отрасли, который трудно игнорировать.