Шум антропогенного происхождения изменил звуковой ландшафт Мирового океана

Однако это решаемая проблема, считают ученые

Фото: iStock

Шум антропогенного происхождения заглушает все остальные звуки, негативно влияет на поведение и физиологию морских животных и даже может приводить к их гибели. К такому выводу пришла международная группа ученых во главе с сотрудником Научно-технологического университета имени короля Абдаллы (Саудовская Аравия) Карлосом Дуарте. Но исследователи считают, что проблему шумового загрязнения, в отличие от, например, проблемы изменения климата, можно легко решить.

Авторы исследования проанализировали более 10 тыс. научных работ, опубликованных за последние 40 лет и посвященных изучению звукового ландшафта Мирового океана. Они обнаружили, что звуки биологического происхождения — так называемая биофония — в последнее время стали менее слышимы. Причина тому — сокращение численности морских обитателей. Животные погибают из-за охоты, рыболовства, разрушения естественных экосистем. Меняется и уровень шума природного абиотического (небиологического) происхождения — геофония. По мнению ученых, это связано с изменением климата — оно влечет за собой такие последствия, как, например, сокращение площади вечной мерзлоты. Звуки антропогенного происхождения — антрофония — наоборот, становятся громче и могут заглушать все остальные звуки. Источниками такого шума служат суда, сейсморазведочные и сваебойные работы, рыбалка с динамитом, активные гидролокаторы (используются для обнаружения подводных объектов: издают звуковые сигналы и принимают отраженные импульсы. — Прим. Plus-one.ru) и даже серфинг.

Исследователи заключают, что антрофония негативно влияет на разных морских животных — млекопитающих, птиц, рыб, рептилий, беспозвоночных. В частности, шум меняет их поведение, может повреждать рецепторы их слуховой системы — волосковые клетки — и приводить к потере слуха. Он также вызывает у животных стресс, ослабляет иммунитет и даже может стать причиной гибели. Кроме того, шумовое загрязнение может заставлять животных покидать естественную среду обитания. Это доказали канадские ученые, исследование которых было опубликовано в издании ICES Journal of Marine Science в 2002 году. В нем сообщается, что в 1993 году на лососевых фермах в Архипелаге Бротон в Канаде были установлены четыре акустических устройства для отпугивания тюленей. Это привело к сокращению численности не только тюленей, но и касаток, которые питаются рыбой и млекопитающими. В 1999 году устройства убрали, и численность касаток восстановилась до исходных показателей.

Издание The New York Times отмечает, что еще сложнее приходится животным с ограниченным ареалом обитания — например, дельфинам Гектора (лат. — Cephalorhynchus hectori). Этот вид можно встретить только у берегов Новой Зеландии.

Исследователи подчеркивают, что шумовое загрязнение необходимо учитывать при оценке рисков для морских экосистем. Они отмечают, что от шума избавиться гораздо легче, чем, например, от выбросов парниковых газов или стойких органических загрязнителей. «Шум — это проблема, которую легче всего решить в океане, — говорит один из авторов исследования, сотрудник Эксетерского университета Стив Симпсон. — Мы точно знаем, что вызывает шум, мы знаем, откуда он идет, и знаем, как его остановить».

Фото: iStock

Так, на уровень шума от некоторых судов влияет скорость их передвижения, поэтому ее рекомендуют ограничить. Однако важно понимать, что в этом случае может увеличиться продолжительность шумового воздействия и это тоже негативно повлияет на животных. При необходимости судам следует менять маршруты — например, избегать мест, где обитает большое количество животных, говорит Стив Симпсон. Он также напоминает, что многие суда оснащены гребными винтами, во время вращения которых возникает кавитация. Это явление, при котором в воде образуются пузырьки из водяного пара и воздуха. Под давлением они лопаются, в результате чего возникают ударные волны, которые и служат источником шума. Однако кавитацию можно уменьшить за счет модификации гребного винта или корпуса корабля. Не менее важное значение имеет регулярное техническое обслуживание судна. Еще один источник подводного шума — бортовое оборудование корабля — можно нейтрализовать за счет виброизоляции и правильного размещения деталей. Специалисты отмечают, что внедрение этих технологий на стадии проектирования судов поможет сократить затраты на модернизацию.

Снизить уровень шума от строительных работ, например от забивания свай для морских электростанций, можно с помощью воздушно-пузырьковой завесы. Ей может служить перфорированная труба с отверстиями, которая поглощает и рассеивает звуки. Помимо этого, эксперты советуют применять вибрационные методы погружения свай, а также использовать плавучие платформы, которые удерживаются якорями. Исследователи также прогнозируют, что в будущем уровень шума будет увеличиваться из-за распространения глубоководной добычи полезных ископаемых. В этом случае тоже потребуются технологии, которые помогут его снизить — например, вибрационная сейсморазведка.

Как отмечает Карлос Дуарте, во время пандемии коронавируса судоходная активность замедлилась и в океанах стало значительно тише. В результате морские млекопитающие и рыбы вернулись на территории, которые раньше были шумными. «Восстановление может быть почти мгновенным», — заключает ученый.