Сколько стоит одеться экологично? Дорого
Начинающие дизайнеры ищут себя в сфере устойчивой моды и обращаются к переработанным материалам. Именитые бренды не отстают и включают в коллекции вещи, изготовленные из отходов: яблочной кожуры, винтажных джинсов, пластика или нейлоновых рыболовецких сетей. Мы собрали несколько луков и поняли: эко-одежда может быть красивой, но не дешевой. Почему так затратно одеваться, помогая природе, разбирались с экспертами.
![](/files/image/eco-fashion-make-your-clothes-more-eco-friendly-2kommrbc_inside.jpg)
Полиэстер
Судя по биркам, переработать можно практически любую ткань. Но чаще других в составах вещей значится вторичный полиэстер. Материал не уступает по свойствам обычному: так же годится и для обуви, и нижнего белья, гибче и прочнее натуральных тканей. Во вторичном полиэстере есть и дополнительная ценность — волокна производятся не из нефтепродуктов, а из пластиковых бутылок, найденных в океане или на побережье.
Например, Timberland заключил партнерство с проектом Thread, который собирает ПЭТ-бутылки на Гаити и создает из них волокна. Добавив вторичный материал в свои изделия, американский бренд популярных ботинок способствовал утилизации более 765 000 пластиковых бутылок.
![](/files/image/4_902.jpg)
Но почему, если в качестве сырья используются никому не нужные бутылки, кроссовки Adidas ULTRABOOST X PARLEY, частично изготовленные из выловленного в океане пластика, дороже обычных?
«Средства уходят на сбор, сортировку и очистку бутылок», — напоминает эксперт в области ответственного потребления Ольга Джонстон-Антонова. — Собрать материал из океана, вопреки распространенному мнению, недешево. Его же нужно выловить, затем очистить. Поэтому производить волокна из использованных бутылок дороже, чем из новых«.
Следует также учитывать, что технологии переработки — новые. А инновации всегда дороже.
![](/files/image/3_902-1.jpg)
Карла Магрудер, основатель консалтинговой компании Fabrikology International, в интервью изданию Suston Magazine объясняет высокие цены низким спросом на вторичный материал: «Одна из причин заключается в том, что первичный полиэстер производится в больших объемах. Но мировой спрос растет. Это может способствовать тому, что цена на вторичный полиэстер станет более конкурентоспособной. Первыми стали использовать переработанный материал транснациональные спортивные бренды, такие как Nike. Но в последние годы даже гиганты фэшн-индустрии задействуют его все больше и больше. Я уверена, что в долгосрочной перспективе цена снизится, особенно, если компании и индустрия будут сотрудничать и посылать четкие сигналы поставщикам, чтобы те не боялись инвестировать во вторичный полиэстер».
![](/files/image/2_902.jpg)
Пока марки выпускают вещи из переработанных материалов ограниченными партиями. Рынок нишевый, и, следовательно, дорогой.
Хлопок
Второй по популярности переработанный материал: хлопок. Его используют как бренды масс-маркета Lindex и H&M, так и представители высокой моды. В последнем случае речь чаще идет о переработке винтажной джинсовой ткани. В этом направлении развиваются, например, фэшн-дизайнеры Ксения Шнайдер из Киева и Юлия Нева из Санкт-Петербурга.
![](/files/image/1_902.jpg)
Бренд Ksenia Schnaider известен изобретением джинсов нового кроя, в которых в 2017 году появлялась американская модель Белла Хадид. Получившая название деми-денимы — demi-denims — инновация соединяет в себе элементы кюлотов и skinny-джинсов и изготавливается из винтажных вещей. Минимальная стоимость изделия из переработанных джинсов составляет около ₽17 194 рублей, это примерно $255 долларов США. Цены на предметы из эко-коллекций Юлии Невы, созданной на 70% из материалов, предоставленных благотворительным магазином «Спасибо», превышают ₽60 000.
![Белла Хадид в джинсах demi-denims Белла Хадид в джинсах demi-denims](/files/image/bella-hadids-ksenia-schnaider-distressed-jeans.jpg)
Фото: redcarpet-fashionawards.com
«Конечная стоимость у апсайкл-изделия дороже, так как процесс создания увеличивается», — объясняет высокую стоимость изделий Юлия. — А стоимость складывается из работы людей. Процессы разнятся: когда шьют из новых материалов, обычно готовится предпроизводственный образец. По нему отшивают партию. С апсайкл-изделиями это не работает. Тут каждое изделие как образец — шьется индивидуально«.
![](/files/image/5_902.jpg)
«Такие вещи сложнее произвести», — подтверждает Ксения Шнайдер. — В процесс включаются новые этапы: подбор подходящих для переработки вещей, химчистка или стирка, распорка всех швов, ручной крой — ведь вещь собирается как пазл, и так далее. По времени такую вещь дольше делать, чем кроить джинсы «настилом»: если из новой ткани в день можно сделать 50 пар, из переработанной одежды — пять. Поэтому, если оплачивать труд человека достойно, такая одежда не будет дешевой«.
![](/files/image/6_902.jpg)
Ольга Джонстон-Антонова уверена, что те, кого удивляют цены на эко-одежду, просто избалованы масс-маркетом. «$235 — нормальная цена для человека со средним доходом, — рассуждает Джонстон-Антонова. — Ведь речь идет не о подпольном производстве, где за счет эксплуатации людей можно снизить цену. Швеи и сапожники, работающие на эко-бренды, получают оплату, и не минимальную, а адекватную и соответствующую их квалификации. К тому же, надевая эти вещи, вы приносите добро в мир. В этом и кроется дополнительная ценность!».
Автор
Варвара Селизарова