Уступи дорогу беспилотнику

Рост популярности электромобилей, повышение спроса на краткосрочную аренду и развитие инфраструктуры для беспилотников — эксперты обозначили тенденции в автомобилестроении, которые будут определять развитие отрасли.

Фото: iStock.com

Растущий спрос на электромобили

Более половины автовладельцев из Японии, Южной Кореи, Китая и Германии заинтересованы в покупке автомобиля с альтернативным двигателем: гибридным, электрическим, водородным или работающем на этаноле и природном газе. К такому выводу пришли эксперты из международной консалтинговой компании «Делойт», которые осенью прошлого года провели опрос среди 35 тыс. потребителей из 20 стран. Среди причин интереса к таким машинам респонденты называли низкие затраты на эксплуатацию, налоговые льготы, рост цен на бензин и обеспокоенность по поводу выбросов парниковых газов в атмосферу. Результаты опроса также указывают на сокращение числа автомобилистов, которые ранее не были готовы переплачивать за технологии альтернативных типов двигателей. Например, в Германии их доля сократилась с 42% в 2017 году до 33% в 2020 году, в Японии — с 35% до 31%, а в США — с 34% до 29%.

По данным Международного энергетического агентства, количество электромобилей стремительно растет на протяжении последних пяти лет. В 2018 году в мире насчитывалось более 5 млн электромобилей, что на 63% больше, чем годом ранее. 2,3 млн, или 45% машин с электродвигателем, пришлось на долю Китая, 24% — на долю Европы и 22% — на долю США. Общее число зарядных станций с 2017 года увеличилось на 44% и достигло 5,2 млн. Эксперты прогнозируют, что в 2030 году при разных сценариях в мировом автопарке будет находиться от 130 до 250 млн электромобилей, без учета двух- и трехколесных транспортных средств.

Недоверие к беспилотникам

В большинстве стран участники опроса «Делойт» по-разному относятся к автономным транспортным средствам (управление ими полностью автоматизировано и осуществляется без водителя. — Прим. Plus-one.ru). Так, 58% опрошенных в Индии, 48% — в США, 47% — в Японии уверены, что беспилотники могут представлять опасность для жизни и здоровья людей. Подавляющее большинство потребителей в Индии, Китае и Южной Корее сообщили, что им было бы более комфортно пользоваться автономным транспортом, если бы он был сертифицирован правительством.

Об опасениях потребителей также говорят результаты опроса Американской автомобильной ассоциации. Он показал, что почти 71% из тысячи опрошенных жителей США боятся использовать беспилотные автомобили. По словам авторов исследования, страх связан не столько с личным опытом управления автономным транспортом, сколько с инцидентами, которые происходили во время его испытаний. Водители, которым доводилось использовать интеллектуальные системы помощи водителю (Advanced Driver Assistance Systems, ADAS), доверяют им на 68% чаще, чем те, кто этого не делает. К таким системам относятся автоматическое поддержание полосы движения, адаптивный круиз-контроль (автоматическое управление скоростью), экстренное торможение, самостоятельная парковка и другие.

Специалисты консалтинговой компании McKinsey&Company уверены, что быстрее всего рынок автономных транспортных средств будет развиваться в Китае. К 2040 году на беспилотники будет приходиться до 66% пассажиро-километров (число перевезенных пассажиров, умноженное на расстояние их перевозки. — Прим. Plus-one.ru). Пассажирские перевозки на таком транспорте, как ожидается, принесут Китаю доход в размере $1,1 трлн, а его продажа — $0,9 трлн.

Опасения за сохранность персональных данных

Участники опроса «Делойт» по-разному воспринимают концепцию «подключенный автомобиль» (Connected vehicle или Connected car). Она подразумевает оснащение транспортного средства различными системами связи, что позволяет ему обмениваться информацией с другими автомобилями, устройствами, объектами инфраструктуры. Более благосклонно к использованию таких систем относятся автовладельцы Китая и Индии, менее — Германии. Кроме того, более половины потребителей Индии, Германии и США считают, что при подключении автомобиля к интернету может произойти утечка и передача третьим лицам их биометрических данных, включая информацию о частоте сердечных сокращений, артериальном давлении и уровне алкоголя в крови. Для покупателей также важно, куда поступают собираемые и передаваемые автомобилем данные. Одни (например, 46% жителей Японии) больше доверяют производителям оригинального оборудования, а другие (19% жителей Китая) — государству или поставщикам.

По прогнозам исследовательской компании MarketsandMarkets, рынок подключенных автомобилей в среднем будет расти на 22,3% в год и к 2027 году его объем достигнет $212,7 млрд по сравнению с $42,6 млрд в 2019 году. На рост рынка будут влиять в том числе такие факторы, как развитие технологий и их поддержка со стороны правительств, считают специалисты.

Отказ от личного авто в пользу общественного транспорта и такси

Фото: iStock.com

Из отчета «Делойт» следует, что большинство потребителей рассматривают переход на общественный транспорт как способ сокращения пробок на дорогах. Но в настоящее время далеко не все комбинируют несколько видов транспорта за одну поездку. Чаще всего это делают респонденты из Южной Кореи, Индии и Китая, а реже — из Японии, Германии и США.

Выяснилось также, что за последние годы во всем мире вырос спрос на заказ поездок у частных перевозчиков через интернет — так называемый райд-хейлинг. Среди популярных сервисов — Uber и Lyft. По мнению респондентов, использование таких сервисов менее затратно по сравнению с содержанием собственного автомобиля. Кроме того, они позволяют не беспокоиться о вождении в нетрезвом виде и поиске места для парковки. Эксперты из исследовательской компании Allied Market Research предсказывают, что к 2025 году этот рынок будет оцениваться в $126,5 млн по сравнению с $36,4 млн в 2017 году. Среднегодовой темп прироста составит 16,5 %.

Рост популярности каршеринга

В последние годы также растет популярность краткосрочного проката автомобилей — каршеринга. По оценкам исследовательской компании ResearchAndMarkets, в 2018 году во всем мире насчитывалось 332 тыс. автомобилей, которыми пользовались 50,4 млн человек. Прогнозируется, что количество автомобилей для каршеринга будет увеличиваться на 29,2% в год и к концу 2023 года достигнет 1,2 млн. Доля пользователей такого транспорта будет расти со скоростью 35,1% ежегодно и через три года их число будет составлять 227,1 млн.

Объемы рынка каршеринга, по мнению экспертов, стремительно будут увеличиваться и в России. В сентябре 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что количество пользователей столичного каршеринга достигло 1 млн человек. Всего в Москве насчитывается около 24 тыс. каршеринговых автомобилей. Они позволяют заменить до 150 тыс. личных авто, так как на одной арендованной машине, по словам мэра, ежедневно совершается 7–8 поездок. По данным на июль 2019 года, в других российских городах, в том числе в Санкт-Петербурге, Сочи, Екатеринбурге, Новосибирске, Уфе и Нижнем Новгороде для краткосрочной аренды используется около 4,5 тыс. автомобилей.

Эксперты из лизинговой компании «ВТБ Лизинг» считают, что к 2023 году количество автомобилей для каршеринга в России увеличится в 3–4 раза и может достичь 100 тыс. Они также уверены, что в будущем компании будут принимать серьезные меры для повышения безопасности имущества и устанавливать в автомобили видеокамеры, телематические системы и алкотестеры.

Популярность каршеринга и других способов передвижения наряду с ростом цен на бензин привели к тому, что россияне начали оптимизировать свои поездки. К такому выводу пришли сотрудники аналитического агентства «АВТОСТАТ» и издательства «За рулем», которые провели опрос среди 1,4 тыс. человек. 45% респондентов сообщили, что стали реже использовать личный автомобиль. Из них 18% чаще садятся на общественный транспорт, 15% более тщательно продумывают маршрут, 7% перестали ездить на дальние расстояния, 4% больше используют такси и 1% прибегают к каршерингу для поездок в другие города.