В Массачусетсе к 2035 году перестанут продавать автомобили с двигателями внутреннего сгорания

Инициатива стала частью плана по декарбонизации штата к 2050 году

Фото: iStock

Губернатор штата Массачусетс Чарли Бейкер сообщил о том, что к 2035 году штат полностью откажется от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) — в пользу электромобилей. ДВС — один из основных источников выбросов углекислого газа (CO2), и инициатива стала частью плана по достижению углеродной нейтральности к 2050 году. Документ «Дорожная карта Массачусетса по сокращению выбросов CO2 до 2050 года» (Massachusetts 2050 Decarbonization Roadmap) подготовили сотрудники Исполнительного офиса по вопросам энергетики и окружающей среды штата совместно со специалистами из консалтинговой компании The Cadmus Group (специализируется на вопросах устойчивого развития).

Авторы дорожной карты поясняют, что стоит за целью достигнуть нулевых выбросов к 2050 году. Для этого объем выбросов парниковых газов, ежегодно попадающих в атмосферу, должен сравняться с объемом CO2 и CO2-эквивалента, ежегодно удаляемых из нее. В любом случае объем выбросов должен быть по меньшей мере на 85% ниже уровня 1990 года. Чарли Бейкер признает, что высокое содержание углекислого газа в атмосфере ведет к изменению климата. Учащаются и связанные с ним неблагоприятные природные явления, включая засухи, пожары и наводнения. «Последствия изменения климата уже можно наблюдать, поэтому крайне важно, чтобы мы принимали меры», — заявил он. Министр энергетики и окружающей среды Массачусетса Кэтлин Теохаридс добавила, что сокращение выбросов углекислого газа потребует напряженной работы. Однако в итоге эта работа принесет пользу местным жителям, особенно тем, кто проживает в наиболее уязвимых районах. Достичь заявленной цели власти штата планируют за счет изменений в шести секторах экономики, включая транспортный, строительный и энергетический. Администрация Массачусетса собирается сократить выбросы от жилых и коммерческих зданий, отказаться от традиционных источников электроэнергии в пользу возобновляемых, создать систему управления твердыми отходами, наладить процесс очистки сточных вод.

В транспортном секторе 60% выбросов приходится на легковые и грузовые автомобили, а также спортивные внедорожники (Sport Utility Vehicles, SUVs), спрос на которые в последние годы быстро растет. В частности, легковые автомобили служат источником 27% общего объема выбросов. Свести к минимуму выбросы от легковых автомобилей с ДВС можно с помощью развития системы общественного транспорта, сокращения количества легковых автомобилей, внедрения велосипедных и пешеходных дорожек. Однако основным способом экологизации транспортного сектора, как ожидается, станет переход на транспортные средства с нулевыми выбросами (Zero-Emission Vehicles, ZEVs). К ним относятся электромобили, а также автомобили, работающие на водородных топливных элементах. Однако последние считаются более дорогостоящими и вряд ли станут широко распространенным средством передвижения в ближайшее время, говорят специалисты.

Электрокары, в том числе те, которые работают от аккумуляторных батарей (Battery Electric Vehicles, BEVs) и подзаряжаются от внешних источников питания (Plug-In Hybrid Electric Vehicles, PHEVs), наоборот, все чаще востребованы. Разработкой этого вида транспорта сейчас занимаются как крупные автопроизводители, так и небольшие стартапы. Ожидается, что только на американском рынке в ближайшие три года появится более десятка новых моделей. Цены на электромобили продолжают падать, в том числе за счет удешевления процесса производства батарей. Специалисты прогнозируют, что в скором времени стоимость машин с электродвигателем будет сопоставима со стоимостью автомобилей с ДВС.

Чарли Бейкер. 72-й губернатор штата Массачусетс
Чарли Бейкер. 72-й губернатор штата Массачусетс
Фото из личного архива

Авторы плана надеются, что переход на электромобили позволит повысить качество воздуха в Массачусетсе. Как следствие, это поможет сократить расходы на медицинское обслуживание и создать тысячи новых рабочих мест. Например, вырастет спрос на специалистов, которые будут заниматься обслуживанием зарядной инфраструктуры. При этом эксперты признают, что внедрение нового типа транспорта происходит медленнее, чем необходимо для достижения цели. Ожидается, что к 2030 году на дорогах появится около 500 тыс. электромобилей. Однако для сокращения выбросов на 45% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года требуется, чтобы по меньшей мере 1 млн из 5,5 млн транспортных средств в Массачусетсе были с нулевыми выбросами. Изменения должны коснуться и других средств передвижения: среднегрузных и большегрузных машин, а также авиационного и железнодорожного транспорта — на их долю приходится около 14% выбросов от всего объема. Медленнее всего процесс декарбонизации происходит в сфере коммерческой авиации, поэтому она будет оставаться основным источником выбросов в транспортном секторе.

По данным консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), сейчас во всем мире насчитывается более 32 млн электрокаров. В это число входит 8 млн полностью электрических автомобилей (BEVs и PHEVs), а также 24 млн частично электрифицированных транспортных средств — например, гибридных автомобилей, работающих на ДВС и электродвигателе. В BCG прогнозируют, что к 2030 году количество пассажирских электромобилей во всем мире превысит 300 млн. К этому же времени из эксплуатации выйдет около 4 млн электромобилей совокупной номинальной мощностью 100 ГВт/ч. По мере выхода электрокаров из строя все более острой будет становиться проблема утилизации литий-ионных батарей, срок службы которых в среднем составляет восемь лет, или 160 тыс. км. Это основной компонент электромобиля, содержащий токсичные вещества и представляющий серьезную угрозу для окружающей среды. Эксперты напоминают, что сегодня больше половины литий-ионных батарей, используемых в бытовой электронике, после окончания срока службы попадает на свалки или мусоросжигательные заводы. Рынок переработки батарей пока развивается медленными темпами (исключением является Китай), в том числе из-за того, что процесс извлечения ценных металлов, включая кобальт, марганец, никель и литий, считается слишком ресурсоемким. Однако специалисты надеются, что рост спроса на электромобили, ужесточение регуляторных требований и появление эффективных технологий переработки ускорят его развитие.