«В России наши инициативы опережают развитие инфраструктуры»
Как теряет популярность чай, что производят из кофейных отходов и насколько сознательным должен быть бизнес, в интервью Plus-one.ru рассказывает Ольга Свечникова, генеральный директор Paulig в России, вице-президент бизнес-подразделения «Россия и СНГ» Paulig Group.
— Почему компания Paulig, в глобальной выручке которой на кофе приходится менее 10%, в России сконцентрировалась именно на развитии кофейной категории? Отечественный рынок отличается от остальных?
— Потребление кофе в России растет. Если мы посмотрим на сегмент горячих напитков — чай и кофе — увидим, что, по данным исследовательской компании Euromonitor, до 2019 года около 50% продаж приходилось на чай.
Однако не так давно начали развиваться кофейные сети: согласно статистике портала Allegra World Coffee, в 2020 году страна заняла пятое место в Европе по числу кофеен. Таким образом, за счет продаж OOH (out-of-home, или «потребление вне дома». — Прим. Plus-one.ru) кофе обошел своего конкурента.
Как сообщает исследовательская компания Nielsen National Urban, продажи чая в объеме падают третий год подряд и составляют 42%. На кофе в стране приходится уже 58%.
Внутри кофейной категории не все так однозначно: натуральный кофе, то есть молотый и зерновой, занимает долю примерно 30%, растворимый — более 60%. Это говорит о том, что у натурального кофе большой потенциал.
Сегодня мы инвестируем в кофеобжарочный завод в Тверской области: до конца этого года вводим в эксплуатацию новые производственные мощности и запускаем многоформатную упаковочную линию. Таким образом, мощности производства увеличатся почти в два с половиной раза — до 25 тыс. т в год.
— Какой объем средств Paulig уже инвестировал в России за годы работы?
— В завод в Тверской области, наш основной актив, было вложено около €20 млн. Еще более €10 млн инвестировали в модернизацию, обновление кофеобжарочного и упаковочного оборудования, увеличение производственных мощностей, обеспечение промышленной безопасности. Сейчас на предприятии трудятся более 100 человек.
— Какую долю Paulig занимает на российском рынке?
— 16,7% — наша доля от объема рынка натурального кофе в федеральных сетях. Мы занимаем вторую позицию в стране.
— Насколько суммарно вырастут продажи кофе в России по итогам года?
— По сравнению с 2020 годом, они увеличатся на 7,6%, с 46 до 49 тыс. т. Это происходит, прежде всего, за счет онлайн- и out-of-home-каналов. По данным исследовательской компании Nielsen Scantrack, сегодня рост кофейной категории в онлайн составляет 98%. Это касается как растворимого кофе, так и натурального: влияют удобство покупок, большой выбор, развитие сервиса быстрых доставок. Что касается out-of-home, то кофе входит в топ-3 продуктов, которые россияне приобретают вне дома.
Продажи увеличиваются, несмотря на подъем стоимости сырья: в этом году мы столкнулись с практически двукратным ростом цен на зеленый кофе (кофе, который не подвергся термической обработке. — Прим. Plus-one.ru). На эту ситуацию во многом повлияли не слишком благоприятные погодные условия в странах-экспортерах и спекуляции на фондовом рынке.
— У Paulig одна кофейня в Москве: рассматриваете ли вы создание новых точек в перспективе?
— Paulig Café&Store — своего рода «дом» нашего кофе, где все желающие могут узнать больше о кофейной культуре и познакомиться с брендом. Для компании это, в первую очередь, маркетинговый инструмент, и новые кофейни мы пока открывать не планируем.
— Каким образом вы отбираете поставщиков для своих зерен? Каким критериям они должны соответствовать?
Мы закупаем порядка 55 млн кг зеленого кофе в год. Это примерно 1% от общего количества зерна, которое производится в мире. Весь кофе сертифицируется внешними аудиторами — организациями UTZ (Rainforest Alliance, Organic EU & Fairtrade), а также в рамках партнерских программ.
Для нас важно, чтобы компании-поставщики работали по этическим принципам, в соответствии с концепцией устойчивого развития. В 2019 году мы перешли на закупку кофейного зерна из источников, проверенных на сто процентов.
В Paulig действует программа устойчивого развития: она устанавливает требования, которые касаются соблюдения условий труда, прав человека, защиты окружающей среды, ответственных принципов ведения сельского хозяйства. Все это должно соблюдаться на фермах, где растет кофе.
— Концепция устойчивого развития Paulig в России имеет страновую специфику?
Да, проекты могут отличаться от страны к стране. Например, в Тверской области реализуется проект Zero Waste to Landfill («Ноль отходов на полигон». — Прим. Plus-one.ru) — это локальная инициатива.
Вообще, глобальная стратегия Paulig базируется на трех целях устойчивого развития ООН: достойные условия труда и рост благополучия населения, ответственное потребление и производство, а также борьба с изменением климата.
В частности, к 2030 году 70% продаж компании должны приходиться на товары и услуги, которые обеспечивают здоровье и благополучие людей и планеты. Мы рассчитываем снизить парниковые газы на 80% в собственных операциях, например, доставка, хранение сырья, упаковка, и на 50% в цепи создания добавленной стоимости.
— В какой стадии находится сейчас проект «Ноль отходов на полигон»?
— Мы ведем его с 2019 года. Все инициативы предложили наши сотрудники, которые выходили с конкретными идеями и предложениями относительно своих рабочих участков.
Сейчас проект находится в завершающей стадии. Перерабатывается 98,5% производственных отходов. Оставшиеся 1,5% — это ламинированная бумага, многокомпонентные изделия. Такое значение рассчитано на базе норматива образования твердых коммунальных отходов. Он установлен законодательством и включает канцелярские товары, упаковку от использованных пищевых продуктов, использованные (загрязненные) салфетки и т.д.
— Paulig планирует перейти к перерабатываемой на 100% упаковке. Как вы инфраструктурно обеспечите переработку?
— Переход к упаковке, которая полностью перерабатывается или изготовлена из вторичных материалов, должен произойти к 2030 году. Это затратный процесс: он требует инвестиций и проведения исследований.
Потенциально такая упаковка будет состоять из мономатериала. В России наша инициатива технологически опережает развитие инфраструктуры. Мы рискуем столкнуться с ситуацией, когда производители будут готовы использовать перерабатываемую упаковку, однако ресурсов и объектов для переработки не хватит.
В настоящий момент инфраструктуры для переработки упаковки в стране мало. Мы постоянно ищем новых партнеров, например, чтобы обрезки ламината с завода в дальнейшем попадали на следующее производство.
Сейчас упаковка идет на производство тротуарной плитки, шлифовальных дисков, садовой и уличной мебели. Кофейные отходы, в частности шелуха, — на создание декоративных подушек, добавки к кормам для домашнего скота, производство биогаза и фильтрата.
— В составе премии «Управление изменениями. Визионеры», которая пройдет 11 ноября (ежегодная российская премия по оценке устойчивого воздействия в экономике, экологии, обществе. — Прим. Plus-one.ru), Paulig учредила специальную номинацию — «Снижение углеродного следа». Цель тверского предприятия — стать углеродно нейтральным по примеру финского завода. Что для этого уже сделано, а что предстоит сделать?
— Сертификат углеродной нейтральности наш завод в Твери планирует получить к 2023 году. Мы работаем над рекуперацией тепловой энергии, которая высвобождается при обжарке кофе, и хотим использовать источники возобновляемой энергии, например, биогаз. Поэтому уже несколько лет общее энергопотребление кофеобжарочного предприятия снижается на 5% каждый год.
— Каким образом вы работаете с «Фондом продовольствия „Русь“» (благотворительный фонд, который снабжает нуждающихся бесплатными продуктами. — Прим. Plus-one.ru)?
— Paulig проводит фудшеринговые кампании по сбору излишков еды. Есть глобальная проблема: треть всех продуктов, которые производятся в мире, отправляется на свалку. В то же время старики и пенсионеры, многодетные семьи часто нуждаются в продуктах. В прошлом году мы выделили на фудшеринг около 30 т продукции и начали работать с «Фондом продовольствия „Русь“». Это не первый опыт сотрудничества Paulig с благотворительным фондом: ранее мы работали с «Фондом Твери» (фонд, который поддерживает развитие волонтерства и благотворительности в городе. — Прим. Plus-one.ru).
Совместно с Институтом природных ресурсов Финляндии (Luke) Paulig создал калькулятор пищевых отходов. Он помогает понять, как продовольственные отходы влияют на окружающую среду, и сократить их количество в своем домохозяйстве. Калькулятор используют и наши рядовые сотрудники, и топ-менеджмент — в целом это эффективный инструмент сокращения углеродного следа от отходов.
— Каково отношение россиян к экологичным продуктам? Готовы ли они голосовать за них кошельком?
— Уровень экологической сознательности медленно, но растет. По отношению к экотоварам в обществе все еще присутствует скепсис. Он связан с тем, что некоторые производители недобросовестно использовали экомаркировки.
Россияне пока плохо ориентируются в маркировках, не всегда могут «прочитать» их и, как следствие, сомневаются при выборе. Необходима большая информационно-просветительская работа, чтобы люди понимали, чем сертифицированные продукты отличаются от остальных.
Беседовала
Анна Черноголовина