В США построили дорогу для черепах
Экодуки спасают жизни диких животных
В американском штате Висконсин участок государственной магистрали 66, под которым протекает река Пловер, имеет репутацию опасной зоны для диких животных. Только в 2015 году там погибли 66 черепах при попытке пересечь дорогу. Поэтому, когда шоссе требовалась реконструкция, в департаментах транспорта и природных ресурсов штата Висконсин совместно со специалистами из Университета Висконсин-Стивенс Пойнт решили установить низкое ограждение вдоль обочины дороги. Кроме того, под трассой был запланирован экодук (мост или тоннель, служащий для перехода животных через дороги. — Прим. +1). Эти сооружения были призваны обеспечить безопасность пересекающим трассу диким животным, особенно черепахам. Об этом рассказывает Mother Nature Network.
На это строительство специалистов вдохновили аналогичные проекты, например в штате Колорадо, где экодук вдоль трассы позволяет оленям и антилопам безопасно пересекать шоссе. Тоннель для животных в Висконсине построили в 2016 году.
«Черепахам потребовалось немного времени, чтобы понять, что делать. При этом с самого начала некоторые черепахи проходили прямо через тоннель, а другие пытались разобраться, как это сделать», — рассказал Пит Зани, герпетолог (ветеринар, специализирующийся на земноводных и пресмыкающихся — Прим. +1), доцент биологии в Университете Висконсин-Стивенс Пойнт.
Возможно, некоторые особи были дезориентированы из-за темноты внутри тоннеля. Поэтому Зани придумал несколько улучшений, которые помогли черепахам пройти через экодук. По словам специалиста, в тоннеле установили светлую обшивку из листового металла, на который попадает свет с отражателя у входа в тоннель. Так темный переход стал освещенным, черепахи смогли ориентироваться по отраженному свету и пересекать экодук. Специалисты буквально создали свет в конце тоннеля. С тех пор как построили экодук, на шоссе погибли около 40 черепах. Это значительно меньше в сравнении с данными за 2015 год.
Также специалисты создали односторонние скользкие горки, ведущие от обочины дороги в безопасное место. Они помогают мелким животным, например жабам, которые иногда попадают в сетчатое ограждение и не знают, как выбраться.
По данным издания CityLab, автомобили в США сталкиваются с крупными животными более 1 млн раз в год, после чего $8 млрд уходит на ремонт автомобилей и лечение пострадавших. Экодуки не только помогают сократить число смертей животных на дорогах, но и поддерживают возможность их традиционной миграции, обеспечивая генетическое разнообразие.
Первый в мире зарегистрированный экодук установили во Франции в 1950-х. После этого подобные объекты распространились по всему миру, особенно по Европе. В Нидерландах находится более 600 объектов для безопасного перемещения барсуков, бизонов и лосей. Там же расположен самый длинный экодук в мире, его протяженность 800 м. Кроме того, голландские защитники природы в партнерстве с газовыми компаниями проложили под дорогами трубы, которые служат подземными путями для лис и мышей. В австралийском городе Брисбен три навесных веревочных моста, сплетенные из каната, позволяют сахарным сумчатым летягам и поссумам (семейство сумчатых млекопитающих — Прим. +1) пересекать трассу Комптон-роуд.
В Осло (Норвегия), чтобы спасти исчезающую популяцию пчел, местные жители начали сажать цветы на крышах домов и в парках по заранее определенному маршруту. Так насекомые могли безопасно перемещаться по городу и быть сытыми. В 1980-х саламандры в штате Массачусетс (США) были одними из первых, чья судьба привлекла внимание жителей страны. Местные защитники природы формировали «ведерные бригады» каждую весну, чтобы переносить саламандр из леса с одной стороны дороги Генри Стрит в пруды для размножения на другой стороне. К 1987 году начали строить официальный подземный тоннель. Теперь через него проходят от 100 до 200 саламандр каждый год.
В России тоже строят экодуки для защиты диких животных. Так, в 2016 году открыли мост в Калужской области на 170-м км трассы М-3 «Украина», чтобы помочь сохранить традиционные тропы миграции лис, зайцев, косуль, кабанов, лосей. Второй экомост длиной около 100 метров построили на третьем пусковом комплексе Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье. Другим решением обеспечения безопасности диким животным стало строительство Нарвинского автодорожного тоннеля через сопку в 2016 году в Приморском крае. Он позволил копытным и леопардам беспрепятственно перемещаться по привычным миграционным маршрутам, ранее разделенным участком трассы. В 2017 году появились фотоснимки и видео, запечатлевшие перемещение животных над тоннелем.
Автор
Людмила Брус