Семь ошибок при подготовке нефинансовых отчетов

26 апреля состоится торжественная церемония вручения премии «Управление изменениями. Визионеры». Наш партнер — консалтинговая компания EmСo проанализирует нефинансовые отчеты крупных игроков рынка, чтобы выявить лучших в области устойчивого развития. Сегодня EmСo рассказывает о том, какие ошибки допускают организации в процессе подготовки нефинансовых отчетов и как их избежать.

Фото: itpliveme.com

Ошибка № 1: показывать только позитивную информацию

Нефинансовый отчет не может содержать только хорошую или удобную информацию о результатах деятельности компании. Документ должен отражать объективную и полную картину. Конечно, компания может решить не раскрывать те или иные сведения как конфиденциальные. А отдельные организации просто не готовы к такому уровню прозрачности.

В некоторых случаях информация остается нераскрытой из-за якобы плохих показателей по итогам года. Чаще всего это касается экологической информации. Допустим, произошли разливы, увеличились выбросы или возросли штрафы. Такие случаи — вовсе не повод для сокрытия информации, а скорее возможность рассказать, что планируется сделать, чтобы избежать их в будущем, какие ошибки учтены и какие меры приняты. Стейкхолдеры воспримут это гораздо лучше, чем обнаруженный случайно подлог или замалчивание.

Ошибка № 2: не использовать стандарты

Стандарты — это, конечно, очень скучно. Но большинству компаний не обойтись без них при сборе информации для отчета. Международный стандарт нефинансовой отчетности GRI — самый известный, наиболее сбалансированный и авторитетный, чаще всего используется российскими и зарубежными компаниями.

Эксперты тоже считают, что лучше пока ничего не придумано. Кроме того, руководствуясь стандартом, компания получает возможность сравнить себя с другими игроками отрасли. В Москве регулярно проходят сертификационные тренинги GRI, где можно получить общие знания. Как минимум один человек в организации, который участвует в процессе подготовки отчета, должен иметь представление о стандарте.

В отчет можно и нужно включать информацию, которая выходит за рамки стандарта. А вот собирать и систематизировать сведения стоит с опорой на проработанные и многократно опробованные методики.

Ошибка № 3: не учитывать мнения заинтересованных сторон

Всегда важно знать и помнить, кто будет читать отчет. Казалось бы, ответ очевиден: стейкхолдеры компании. Но не все они одинаково заинтересованы в нефинансовой информации. Если инвесторы частных компаний относятся к данным в нефинансовом отчете очень внимательно, инвестиционные фонды и консультанты анализируют качество и полноту сведений, то журналисты, например, скорее используют отчет как еще один источник фактов.

Чтобы отчет максимально соответствовал ожиданиям стейкхолдеров, проводится такая процедура, как оценка существенности. Так, мнения заинтересованных сторон относительно наиболее важных вопросов соотносятся с тем, что важно рассказать самой компании. В результате получается набор существенных тем, которые необходимо раскрыть в отчете. Процедура довольно сложная, но однозначно полезная.

Ошибка № 4: превращать отчет в брошюру о благотворительности

Нефинансовый отчет — это не брошюра, не буклет, не презентация и не книга. Отчет — это консолидация всей информации, которая важна для понимания устойчивости развития компании. Знакомить общественность с добрыми делами важно и нужно, но для этого существуют свои форматы, и не совсем корректно называть их отчетами об устойчивом развитии. Включать информацию о благотворительности в отчет можно, и это делают практически все российские и зарубежные компании, однако не стоит забывать, что это лишь небольшая часть документа, а не его суть.

Ошибка № 5: объединять годовой и нефинансовый отчеты в один

Некоторые компании не хотят тратить время и ресурсы на два отчета — годовой и нефинансовый. Поэтому объединяют их в одну огромную книгу. Кому-то такое решение может и подойти, но цели у отчетов разные, как и стандарты подготовки. Если компания не уверена, что сможет сделать единый отчет качественно, не доводя количество страниц в нем до 500, то лучше не рисковать. Существует и стандарт интегрированной отчетности, который не противоречит тому же стандарту GRI и может с ним сочетаться. Но это принципиально иной подход, который требует отдельной работы.

Ошибка № 6: отдавать приоритет дизайну, а не содержанию

Красивая, понятная визуализация и современный дизайн отчета расширяют его аудиторию, повышают вероятность победить в конкурсах и произвести впечатление. Современные интерактивные версии помогают привлечь новую публику и представить ключевые данные. Однако форма не должна превалировать над содержанием. Ошибочно тратить силы и средства на красивую упаковку в ущерб качеству и глубине раскрытия информации. Главная функция нефинансового отчета не в пиаре, а в том, чтобы помочь компании стать более прозрачной и ответственной. Яркий и современный дизайн не спасет отчет, если информация в нем скудная, недостоверная или противоречивая.

Ошибка № 7: не учитывать прошлый опыт

Есть такое понятие, как процесс нефинансовой отчетности. Очень точное выражение, потому что отчет — это именно процесс, в идеале прерывать его вовсе не нужно. Он помогает не только рассказать о результатах деятельности стейкхолдерам, но и наладить технологию сбора информации в компании, улучшить коммуникации с акционерами и инвесторами, вовлечь сотрудников, выработать и скорректировать стратегию устойчивого развития. Именно этим и нужно заниматься в течение всего года.

Ошибочно каждый год начинать работу с нуля, не учитывая прошлый опыт, стараясь сделать отчет «другим». Отчетность должна развиваться, прогрессировать в направлении более глубокого содержания и качества.