СПЕЦПРОЕКТ Устойчивые города
13.11.2020

Антивирус для мегаполисов

Как пандемия сказывается на «зеленом» будущем городов

Фото: iStock

Эпидемия COVID-19 заставляет переосмыслить идеи устойчивого управления городами — специалистам приходится дополнительно оценивать риски в сферах общественного транспорта и экономики совместного потребления. Сегодня многие города уже имеют планы «зеленого» восстановления от кризиса. Участник климатических переговоров ООН, экожурналист Ангелина Давыдова рассказала Plus-one.ru о том, как именно пандемия влияет на представления о «зеленых» мегаполисах будущего.

Понятие устойчивости в урбанистике долгое время связывалось только с экологией. А вся экология, как правило, сводилась к озеленению. Посадили деревья, отчитались — значит, развитие устойчивое. И лишь недавно этот подход стал меняться и на международном, и на российском уровне. Под устойчивостью стали понимать комплекс мер по развитию систем, а также анализ рисков, возникающих на этом пути. Однако из-за пандемии специалистам придется переоценить главные вызовы.

Всю вторую половину ХХ века урбанисты и экологи считали, что основная проблема на пути к сохранению экосистем планеты — это плотность населения. Несколько десятилетий между экспертами шел спор: какой вид агломераций считать экологически-дружественным? К началу XXI века таковыми были признаны мегаполисы. Их жителям было легче поставлять энергетические ресурсы, коммунальные и транспортные услуги. Но события последнего года показали, что все не так однозначно.

Сейчас ситуация меняется. В каких пространствах людям удобнее находиться дольше? Растут запросы на зеленые дворы и придомовые территории, зеленые террасы, крыши, совместные (общественные) сады для жителей жилых комплексов.

Переосмысления требуют концепции развития общественного транспорта и инструментов экономики совместного потребления. Главный вопрос в том, как перенастроить эти механизмы, чтобы при их использовании не возникало угрозы здоровью. Даже во время пандемии власти крупных европейских городов больше всего волнует повышение устойчивости к последствиям климатического кризиса.

Опыт городов и предстоящие задачи

Свою программу восстановления города после коронавируса уже представила мэрия Амстердама. Власти столицы Нидерландов планируют развивать агломерацию в строгом соответствии с ограничениями, которые накладывают на страну обязательства по предотвращению глобального потепления.

По их замыслу, потребности жителей города в инфраструктуре, транспортных услугах, еде и энергии нужно удовлетворять, не выходя за пределы «планетарных границ». Это значит — не истощая природные ресурсы и не разрушая экосистемы. Для этого голландским чиновникам придется искать способы выйти из сырьевой зависимости, снизить чрезмерное использование минеральных удобрений, потребление пресной воды.

Власти Хельсинки также стараются включить в свою политику цели устойчивого развития. Финские коллеги вносят изменения и в городские модели энергоснабжения, и в стандарты строительства, и в транспортные схемы, а также привлекают общественность к обсуждению всех важных решений.

У российских городов есть важные особенности, которые следует принимать во внимание, формируя концепцию устойчивого управления. В городах и поселках, построенных на территориях многолетней мерзлоты, ситуация в ближайшие годы будет меняться, так как воздух прогревается все больше. Для них необходимо разрабатывать особые решения, поскольку холодным городам не всегда могут подходить принципы, созданные в других странах. В основу планов развития таких мегаполисов должны закладываться проекты комплексного управления ресурсами, а также максимального использования имеющегося природного капитала.

Природа в пешей доступности

В мегаполисах надо развивать естественные экосистемы, которые эффективно адаптируют город к негативным внешним воздействиям. Речь идет о развитии систем городских особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и о создании «дождевых садов», поддержании зеленых насаждений в здоровом состоянии и в целом о переосмыслении тех услуг, которые оказывают природные экосистемы.

Экожурналист Ангелина Давыдова
Экожурналист Ангелина Давыдова
Фото из личного архива

Мы привыкли, что национальные парки и заповедники — это далеко и добираться до них долго. А идея устойчивого городского управления состоит в том, чтобы развивать масштабные ООПТ даже на высокоурбанизированных территориях.

Тем не менее количество ООПТ не является единственным фактором озеленения города. В очень зеленом Хельсинки есть лишь 55 охраняемых природных территорий общей площадью 722 га, что составляет около 3% площади города. Кроме того, многие из них — это труднодоступные скалистые островки. Так что даже если они административно и принадлежат городу, их можно считать доступными для населения лишь с натяжкой.

По информации центра «Беллона», в Лондоне за последние 17 лет площадь ООПТ увеличилась всего на 754 га, до 30,6 тыс. га. Эти места называются «зоны, имеющие важное значение для сохранения природы», и составляют 20% территории столицы Великобритании.

В России самое большое количество ООПТ расположено в Екатеринбурге — они занимают 19,7 тыс. гектаров (17,3% территории города), второе место у Москвы — 19 тыс. гектаров (8%), на третьем месте Пермь — 8,4 тыс. гектаров (10,6%). Меньше всего ООПТ в Уфе, Красноярске и Волгограде.

В столице количество и площадь ООПТ последние годы активно растет. По данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ДПиООС), в 2020 году статус особо охраняемых получили 18 парков, их суммарная площадь составила более 1,7 тыс. га. Защитный статус получили природно-исторический парк «Кусково», комплексный заказник «Зеленоградский», ландшафтный заказник «Долина реки Очаковки» и другие памятники природы.

По данным руководителя ДПиООС Антона Кульбачевского, в этом году больше чем на 10% увеличена площадь особо охраняемых территорий Москвы. В границах этих экосистем находятся болота и луга, которые очень важны для экологической безопасности города. Теперь они взяты под особый контроль.