Автомобиль запрашивает разрешение на взлет

Стоимость рынка летающих машин может достичь $1,5 трлн в 2040 году

Летающие такси Lilium Jet
Фото: lilium.com

Согласно отчету Техасского института транспорта A&M (Texas A&M Transportation Institute), американские автомобилисты тратят на задержки в дороге в среднем 54 часа в год. К 2025 году этот показатель может увеличиться до 65 часов, а размер ущерба от транспортной перегрузки (включая стоимость израсходованного топлива) — достичь $200 млрд. Решить проблему, как считают некоторые эксперты, помогут летающие автомобили: их разработкой сегодня занимаются крупные авиастроительные компании, известные автопроизводители и небольшие стартапы.

Изобретение летающих автомобилей еще в 1940 году предсказывал известный автопроизводитель Генри Форд. Долгие годы идея считалась неосуществимой. Сегодня эксперты из американского банка Morgan Stanley говорят, что пересесть на летающие такси мы сможем в недалеком будущем. Этому способствуют развитие технологий, в том числе в области искусственного интеллекта и спутниковой связи, и большой объем инвестиций в сектор. Аналитики прогнозируют, что к 2040 году объем рынка летающих такси с вертикальным взлетом и посадкой (Vertical Takeoff and Landing Vehicles, VTOLs) может достигать от $1,5 трлн до $2,9 трлн. Ожидается, что летающие автомобили будут использоваться преимущественно для доставки грузов, а со временем начнут перевозить и пассажиров. Для этого необходимо создать подходящую инфраструктуру, разработать законодательные нормы, а также изменить отношение людей к этому виду транспорта.

В консалтинговой компании «Делойт» также указывают, что повсеместное использование летающих такси станет возможным только после того, как люди перестанут опасаться за свою безопасность. Компания провела опрос среди 10 тыс. потребителей автомобильной отрасли и выяснила, что 80% из них не уверены в надежности этих транспортных средств. Еще одна задача — найти оптимальный способ распределения транспортных потоков в воздухе. В «Делойт» полагают, что система управления летающими автомобилями должна быть интегрирована в существующую систему организации воздушного движения. При этом в ее создании должны участвовать все заинтересованные стороны, включая операторов связи и регулирующие органы. Кроме того, эксперты считают необходимым разработать инструменты для обнаружения и предотвращения возможных столкновений: аварии, происходящие в воздухе, могут навредить как их участникам, так и тем, кто находится на земле.

Летающие автомобили и окружающая среда

Исследователи из Мичиганского университета уверены, что летающие автомобили — это не только быстрый и удобный, но и экологичный транспорт. Они подсчитали, что за перевозку в летающем электромобиле одного пассажира на расстояние 100 км количество выбросов парниковых газов будет на 35% ниже по сравнению с автомобилем с двигателем внутреннего сгорания, и при этом на 28% выше по сравнению с электромобилем. Выбросы при перевозке трех пассажиров в летающем такси будут в два раза ниже, чем при перевозке в обычном автомобиле. По мере увеличения расстояния будет уменьшаться и объем выбросов.

Сейчас препятствием для осуществления дальних перевозок является низкая емкость аккумуляторов, напоминают ученые. Они также отмечают, что при расчетах не учитывался объем выбросов, попадающий в атмосферу на всех этапах жизненного цикла летающего автомобиля, включая производство и время простоя. Не принят во внимание и факт, что встречный ветер увеличивает потребление энергии.

Когда мы начнем пользоваться летающими такси

Первые летающие машины могут появиться уже в этом году на Летних Олимпийских и Паралимпийских играх в Токио. Японская автомобилестроительная компания Toyota совместно с японским стартапом Cartivator разрабатывают летающий автомобиль SkyDrive, с помощью которого планируется зажечь олимпийский огонь. В будущем, как ожидают разработчики, проект позволит сделать перевозки по воздуху доступными для широкого круга людей.

Летающие такси планируется использовать и во время Летних Олимпийских игр в Париже в 2024 году. Прототипы — одноместный электромобиль Vahana и четырехместный CityAirbus — разработала авиастроительная компания Airbus. А место для взлетной площадки в пригороде Парижа, так называемый «вертипорт», должен выбрать оператор парижских аэропортов Aeroports de Paris (ADP). Исполнительный директор ADP Эдвард Аркрайт сообщил, что ее подготовка займет около 18 месяцев и потребует инвестиций в размере $11,4 млн. Для ввода летающих машин в эксплуатацию сеть общественного транспорта RATP совместно с Airbus и ADP должны разработать технико-экономическое обоснование (документ, подтверждающий целесообразность или нецелесообразность создания продукта или услуги. — Прим. Plus-one.ru).

Сотрудник Airbus Ив Йемси будет сотрудничать с немецким стартапом Lilium, который в прошлом году продемонстрировал новый прототип летающего такси с вертикальным взлетом и посадкой. Он представляет собой пятиместный самолет с кабиной в форме яйца, размещенной на шасси с парой поворотных крыльев. Ожидается, что воздушное судно сможет летать на расстояние 300 км и развивать скорость до 300 км/час. Компания рассчитывает привлечь инвестиции в размере $400-500 млн и запустить службу коммерческих пассажирских перевозок в 2025 году.

Другой стартап родом из Китая — EHang — занимается разработкой электрических такси с вертикальным взлетом и посадкой с 2013 года. В 2018 году он представил новую модель летающего автомобиля Ehang 216, который вмещает двух пассажиров и может развивать скорость до 150 км/час. Самолет, оснащенный восемью парами пропеллеров, прошел более 2 тыс. испытаний, как пилотируемых, так и беспилотных. Недавно компания заключила соглашение с властями китайского города Гуанчжоу в провинции Гуандун о запуске коммерческой службы воздушных пассажирских перевозок. Кроме того она планирует доставлять грузы медицинского назначения, включая кровь и внутренние органы.

Среди других известных разработчиков летающих автомобилей — американские компании Kitty Hawk (беспилотный двухместный Zee.Aero) и Opener (пилотируемый одноместный Opener BlackFly), а также немецкая Volocopter (пилотируемый двухместный VC2). А компания Hoversurf, основанная российским предпринимателем Александром Атамановым, предлагает летающие мотоциклы — ховербайки — которые, как ожидается, начнут использоваться уже в 2020 году полицейскими в Дубае.

В 2016 году о возможности запуска службы летающего такси заявили в транспортной компании Uber. Сервис создается в рамках проекта Uber Elevate, а разработкой транспортных средств занимаются партнерские организации: стартап уже сотрудничал с бразильским авиаконструктором Embraer, американской вертолетостроительной компанией Bell Helicopter, словенским производителем легких самолетов Pipistrel и американской авиастроительной компанией Mooney. Недавно партнером компании стал южнокорейский автопроизводитель Hyundai. Уже разработан прототип, оборудованный несколькими винтами, которые позволяют снизить уровень шума и сделать полет максимально безопасным. Ожидается, что машина будет подниматься на высоту от 300 до 600 м. Она сможет развивать крейсерскую скорость (скорость максимальной дальности полета воздушного судна и минимального километрового расхода топлива. — Прим. Plus-one.ru) до 290 км/ч и пролететь без подзарядки до 100 км. Инфраструктуру для воздушных перевозок Uber создает в партнерстве с Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) США.