К 2026 году в мире появится более миллиона беспилотников для доставки

Развитие отрасли тормозит отсутствие законодательного регулирования

Фото: China Daily

Около миллиона дронов будет использоваться в 2026 году во всем мире для доставки товаров. Сейчас обязанности курьеров выполняют 20 тыс. беспилотных летающих роботов. Такие подсчеты произвела исследовательская компания Gartner. Развитию рынка среди прочих факторов будет способствовать вспышка коронавируса, во время которой беспилотники доставляли медикаменты, следили за передвижением людей, дезинфицировали улицы. Однако на пути интеграции дронов в городскую инфраструктуру еще существует несколько препятствий.

Во время пандемии беспилотные летательные аппараты (БЛА или БПЛА) доставляли тесты, лекарства и предметы первой необходимости в отдаленные районы Ганы, Руанды, Чили и Шотландии, напоминает издание Cities Today. В частности, в Чили дроны доставляли лекарства, маски и санитайзеры пожилым людям, которые живут в более чем двух часах ходьбы от ближайшей аптеки.

В конце мая беспилотники, разработанные американским стартапом Zipline, начали перевозить медицинские расходные материалы и средства индивидуальной защиты в один из центров некоммерческой организации Novant Health (Huntersville Medical Center) в городе Шарлотт (штат Северная Каролина). Скорость аппаратов — до 128 км/ч, а грузоподъемность — до 1,8 кг. Они забирали посылки со склада в соседнем городе Каннаполис и сбрасывали их на парашютах в пункте назначения.

Эта инициатива стала частью государственной программы Unmanned Aircraft Systems Integration Pilot Program (UAS IPP), которая реализуется при поддержке Федерального управления гражданской авиации США (Federal Aviation Administration, FAA) с 2017 года и направлена на расширение области применения БПЛА. В Novant Health и Zipline надеются, что в будущем FAA одобрит доставку медикаментов дронами не только в медучреждения, но и в дома пациентов. «Скорее всего, нас ждет долгая борьба с COVID-19, — сказал генеральный директор Zipline Келлер Ринаудо. — Использование бесконтактной беспилотной доставки станет важным инструментом в этой работе».

Это не первый случай, когда БПЛА Zipline доставляют жизненно важные грузы. В 2016 году в компании организовали доставку крови в пункты по переливанию в отдаленных районах Руанды. Жители этих районов не имеют доступа к медицинским услугам из-за плохих дорог и отсутствия инфраструктуры. В 2019 году дроны Zipline также начали перевозить кровь, вакцины и медикаменты в 2 тыс. медучреждений Ганы.

В октябре прошлого года разрешение от FAA на перевозку лекарств с помощью дронов получила американская курьерская служба UPS. Весной этого года компания объединилась с поставщиком рецептурных препаратов CVS Health Corporation, и совместно они организовали доставку препаратов жителям «городка пенсионеров» The Villages в штате Флорида. Организации используют систему БПЛА M2, разработанную в калифорнийской компании Matternet. И в то время как беспилотники Zipline доставляют отправления непосредственно в медицинские учреждения, дроны Matternet оставляют грузы в пункте выдачи, а затем сотрудник UPS привозит посылку к двери резидента, пишет издание The Verge.

В Gartner также напоминают, что в 2019 году логистическая компания DHL в партнерстве с китайским стартапом Ehang, разрабатывающим летающие электротакси, начали применять дроны для доставки грузов в городах КНР. Для этого используются аппараты с вертикальным взлетом и посадкой EHang Falcon, которые весят около 10 кг и могут перевозить до 5 кг груза. Благодаря встроенной интеллектуальной системе дрон планирует траекторию полета и преодолевает препятствия, которые встречаются в городских районах с плотной застройкой. Как отмечают в DHL, беспилотники преодолевают расстояние в 8 км за 8 минут вместо обычных 40. Благодаря этому сокращается потребление энергии и количество вредных выбросов, а затраты на доставку уменьшаются на 80%. БПЛА забирают и оставляют посылки в «умных» шкафчиках, которые оснащены такими функциями, как распознавание лиц и документов.

Ваша еда летит к вам

Во время карантина БПЛА также активно использовались для доставки готовой еды и напитков. Так, в компании Wing, которая входит в холдинг Alphabet и осуществляет доставку с помощью дронов, сообщили, что в период с февраля по апрель использование их услуг выросло на 500%. Сервис работает в австралийском штате Квинсленд, североамериканском штате Вирджиния, а также в Хельсинки. В частности, в Австралии Wing сотрудничает с 24 предприятиями, включая лапшичную Wokitup!, кофейню Kickstart Expresso и магазин суши Sushi Hub. Среди самых популярных товаров, доставляемых дронами: кофе, свежий хлеб, молоко, яйца и туалетная бумага, а также жареные цыплята и суши.

Сразу после размещения заказа в приложении дрон забирает посылку в пункте доставки Wing, а затем направляется к месту назначения. Приближаясь к дому клиента, он замедляется, опускается на 7 м над землей, а затем опускает груз на веревке в выбранную зону. Дроны имеют размах крыльев 1 м, весят примерно 4,8 кг, они могут развивать скорость до 113 км в час и перевозить грузы весом около 1,5 кг. Самая быстрая доставка, как отмечает издание Business Insider, длилась 2 минуты и 47 секунд.

Беспилотники используются для транспортировки еды и в российском городе Ижевске. Сеть хинкальных «Кинза» сотрудничает с сервисом по доставке грузов Zala Drone Delivery (ZDD). Услуга действует на три набора стоимостью 680, 780 и 830 рублей, доставка обойдется клиенту в 180 рублей. Радиус сервиса составляет 5 км от гипермаркета «Славянский» на Славянском шоссе. Прежде чем оформлять заказ, клиентам рекомендуют позвонить операторам и уточнить время приготовления блюда. Один из покупателей сообщил, что еду доставили в течение часа с момента оплаты.


Препятствия на пути развития рынка

В Gartner отмечают, что автономные беспилотники оказывают незначительное воздействие на окружающую среду. Кроме того, они позволяют снизить эксплуатационные расходы по меньшей мере на 70% по сравнению с наземными транспортными средствами. Во время вспышки коронавируса власти, компании и горожане убедились в том, что дроны помогают решать критически важные задачи. Это, по мнению аналитиков, должно ускорить их дальнейшую интеграцию. Они признают, что БПЛА имеют ограничения, связанные с весом грузов и диапазоном доставки. Однако растущий спрос на электромобили стимулирует развитие новых технологий, которые позволят модернизировать в том числе и дроны для доставки. При этом массовое использование беспилотников для доставки грузов начнется не раньше 2025 года. Эксперты уверены: для того чтобы эти устройства стали частью повседневной жизни людей, необходимо решить некоторые проблемы.

Одним из самых серьезных препятствий на пути интеграции дронов-доставщиков в городскую инфраструктуру остается отсутствие законодательного регулирования. По мнению исследователей Gartner, преодолеть его поможет создание и внедрение системы по управлению беспилотным движением (Unmanned Traffic Management, UTM). С ее помощью диспетчеры смогут следить за летательными аппаратами и оперативно обрабатывать запросы на осуществление полетов. Еще одна проблема связана с конфиденциальностью. Так, французский административный суд запретил парижским властям использовать дроны для фиксации нарушений правила социального дистанцирования. В суде объяснили это тем, что камеры беспилотников могут идентифицировать лица людей, а это нарушает их право на неприкосновенность личной жизни.

В России, по данным аудиторско-консалтинговой компании EY, БПЛА сейчас используются в нефтяной и горнодобывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, здравоохранении. Потенциал от применения дронов оценивается в $1 млрд в год, однако регулирование и отсутствие инфраструктуры тормозят развитие рынка. «Ориентированное на пилотируемую авиацию, оно [регулирование], с одной стороны, ограничивает возможности использования беспилотных воздушных судов, c другой — оставляет часть вопросов в „серой“ зоне, — объясняют эксперты в докладе „Развитие рынка беспилотных летательных аппаратов“. — Не учитываются особенности полетов дронов, включая дистанционное управление, автономные полеты, сверхнизкие высоты, полеты над людьми».

В EY подчеркивают, что для решения проблемы необходимо создать инфраструктуру для идентификации воздушных судов и управления воздушным движением. Помимо этого, городским властям и частным организациям предстоит сократить риски, связанные с применением дронов. Например, средства глушения беспилотников могут быть опасны для пилотируемой авиации, а сбитый БПЛА представляет собой потенциальную угрозу в местах скопления людей. Кроме того, заинтересованным сторонам стоит задуматься и о том, как изменить негативное отношение людей к беспилотникам.