«Ни одна современная компания не сможет добиться успеха, игнорируя устойчивое развитие»

Что делает металлургическая компания для экологизации производства

Фото: iStock

В 2019 году в России появилось движение «Лига зеленых брендов». Его цель — объединить ответственных производителей, создать понятные критерии «зеленых» товаров и сформировать российское сообщество, члены которого разделяют идеи устойчивого развития. 11 декабря 2020 года «Лига зеленых брендов» проведет конференцию, участники которой обсудят необходимость создания единых стандартов к производителям экологичной и этичной продукции, а также выяснят роль бизнеса в продвижении «зеленых» брендов. Одним из спикеров конференции станет начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду горнодобывающей и металлургической компании «Северсталь» Наталья Поппель. В преддверии конференции эксперт рассказала Plus-one.ru о том, что делает «Северсталь» для экологизации своего производства и продвижения идей устойчивого развития в бизнес-сообществе.

— Недавно в «Северстали» провели ребрендинг. Основой нового позиционирования стали клиентоцентричность, сотрудничество и партнерство. Какое место в новой стратегии занимает экологическая повестка?

— «Северсталь» привержена принципам устойчивого развития и прилагает значительные усилия, чтобы не просто соответствовать установленным законодательством нормам, но и вносить вклад в будущее сообществ, частью которых мы являемся.

Стратегию в области устойчивого развития мы формируем, исходя из долгосрочных трендов, и наши экологические цели соответствуют глобальным. Климатический вызов, сравнительно новый для нашей страны, можно с уверенностью назвать одним из ключевых вызовов, стоящих сегодня перед человечеством. Мы достаточно давно включились в климатическую повестку — «Северсталь» стала одним из первых участников глобальной программы Всемирной ассоциации стали по снижению выбросов парниковых газов. По итогам 2019 года мы занимаем 11-е место среди 50 компаний мира с сопоставимыми технологиями по интенсивности выбросов CO2. Это неплохой результат, но мы не останавливаемся на достигнутом: повышаем собственную энергоэффективность, используем цифровые технологии для снижения потребления углеродного сырья, используем инструменты открытых инноваций и наработки стартап-команд в области декарбонизации.

Еще одна проблема, которая сегодня беспокоит весь мир, — это переработка отходов производства. Здесь мы также используем современные технологии и находимся в поиске новых, например через собственную акселерационную программу.

Чтобы подтвердить серьезность своих намерений перед нашими стейкхолдерами, два года назад мы публично объявили о своих целях в области устойчивого развития до 2025 года. Кроме того, обязались постоянно информировать заинтересованные стороны об их реализации. Так, мы обещаем достигнуть снижения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на 13% к 2025 году, массу загрязняющих веществ в составе сточных вод уменьшить на 12%, а массу размещаемых отходов — на 20%. И мы уверенно движемся к их реализации. В этом году мы поставили перед собой краткосрочную цель — снизить до 2023 года выбросы СО2 на 3% к уровню 2020 года. А также вплотную занялись разработкой долгосрочной климатической стратегии. Она подкреплена конкретными инвестиционными проектами и программами в области энергоэффективности, снижения углеродоемкости производства, снижения потребления энергоемкого сырья, а также таких новых для металлургии направлений, как переработка и утилизация CO2, технологии водородного производства и так далее.

— В 2019 году «Северсталь» инвестировала в экологические мероприятия около 750 млн рублей. За первые полгода 2020 года с этой целью вы потратили более 1,3 млрд рублей. Какую выгоду получает компания от этих вложений, помимо улучшения имиджа?

— Наш главный приоритет — максимально ответственное производство стали. Мы активизируем усилия в области охраны окружающей среды. При этом не только не исключаем инвестиционных соображений со стороны тех, кто сосредоточен на ESG (подход в инвестировании, при котором компания оценивается по трем направлениям: экология, социальное развитие, корпоративное управление, от англ. Environmental, Social, Governance. — Прим. Plus-one.ru), но и потенциально повышаем стоимость капитала. Сокращение выбросов также будет означать, что мы удовлетворяем растущий потребительский спрос на экологически чистые продукты. Способствуя укреплению здоровья и развитию талантов наших сотрудников, мы обеспечиваем компании мотивированный персонал, что является ключом к успеху нашего бизнеса. Наше взаимодействие с местными сообществами и заинтересованными сторонами помогает нам оставаться прозрачными. Недавние исследования показали, что компании, которые увеличивают свои ESG-показатели, работают лучше, чем бизнес в целом, и в результате обеспечивают более высокую прибыль для акционеров.

Начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду горнодобывающей и металлургической компании «Северсталь» Наталья Поппель
Начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду горнодобывающей и металлургической компании «Северсталь» Наталья ПоппельФото предоставлено пресс-службой

— Стали ли ваши клиенты обращать больше внимания на экологичность производства? Как экологические проекты влияют на инвестиционную привлекательность компании?

— Мы все чаще видим запрос наших клиентов на «зеленую» продукцию. Особенно это актуально для европейского рынка. Поэтому для ряда продуктов мы прошли так называемый Environmental product declaration — сертификацию, которая оценивает экологические характеристики продукта в течение всего цикла его эксплуатации.

В частности, мы наблюдаем «зеленую» тенденцию в строительном секторе, которую «Северсталь» поддерживает запуском SeverSun — стальных кровельных и фасадных решений с покрытием, генерирующим электричество по тому же принципу, что и солнечная батарея. Тенденция к росту спроса на экологичную продукцию из углеродистой стала заметна и в автомобильной промышленности. Такие производители, как Volkswagen или Toyota, например, стремятся исключить выбросы углерода во всех своих цепочках создания стоимости, в том числе и у поставщиков.

— Крупные компании вынуждены снижать свое воздействие на природу, чтобы соответствовать экологическим нормативам. Как заставить средний и малый бизнес стремиться к повышению экологичности? Как этому может помочь такая инициатива, как «Лига зеленых брендов»?

— Я считаю, что один из инструментов мотивировать малый бизнес на ответственный подход — это требования, которые крупный бизнес может предъявлять к поставщикам товаров и услуг. Наш отдел закупок подготовил «Книгу поставщика», которая будет являться информационной справкой для наших действующих поставщиков при начале сотрудничества с ГК «Северсталь». В этой книге прописаны требования к продуктам, которым они должны соответствовать с точки зрения ответственного производства и соблюдения требований по экологии.

Кроме того, с этого года мы начали измерять косвенные неэнергетические выбросы (Scope 3, выбросы парниковых газов, не связанные с осуществлением основного вида деятельности организации. — Прим. Plus‑one.ru). Следующим шагом планируем выбирать поставщиков товаров и услуг, которые не будут увеличивать наш углеродный след. В итоге это принесет экономический эффект и устойчивость субъектам малого и среднего бизнеса, будет восприниматься ими как добровольное включение в экологическую повестку, а не регуляторная мера.

«Лига зеленых брендов», на мой взгляд, — инструмент поддержки действительно ответственных и честных производителей на растущем рынке этичных и экологичных товаров. Для всех ее участников установлены прозрачные критерии «зеленого» бренда, соответствие которым заверяется внешним независимым оценщиком — экспертным советом. Участие в этой инициативе, безусловно, будет способствовать формированию конкурентного преимущества за счет укрепления бренда экологически ответственного производителя, а в конечном счете — решению экологических проблем. Вместе с тем продвинутые экоактивисты и самые обычные люди, уже понимающие или начинающие осознавать важность заботы об окружающем нас мире, таким образом привлекают все больше внимания к проблемам экологии и трендам по ее сохранению.

— Какую роль крупный бизнес играет в продвижении темы устойчивого развития? Что для этого делает «Северсталь»?

— Мы убеждены, что ни одна современная компания не сможет добиться успеха и обеспечить себе будущее, игнорируя такой мегатренд, как устойчивое развитие. И мы нацелены и здесь быть среди лидеров. В 2018 году мы присоединились к Глобальному договору ООН и обязались соблюдать зафиксированные в этом документе принципы, касающиеся соблюдения прав человека, трудовых прав, охраны окружающей среды и противодействия коррупции. Эти принципы мы стремимся интегрировать в текущую деятельность компании.

«Северсталь» также разделяет Цели устойчивого развития ООН (ЦУР), изложенные в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Наряду с другими заинтересованными сторонами — правительством страны, ответственным бизнесом и структурами гражданского общества — компания вносит свой вклад в их достижение, а также стремится содействовать их распространению в рамках цепочки создания стоимости. «Северсталь» выделила для себя шесть наиболее приоритетных Целей устойчивого развития ООН и сопоставила свою текущую и планируемую деятельность с конкретными задачами по каждой из этих целей, а также определила показатели, которые позволяют оценить достижение прогресса по каждой задаче.

Кроме того, компания активно работает с деловыми и общественными организациями, профессиональными сообществами, участвует в инициативах, направленных на продвижение и внедрение принципов устойчивого развития. Это Всемирная ассоциация стали, Национальная сеть Глобального договора ООН в России, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация менеджеров России и Форум доноров.

Продвигая ЦУР и ценности устойчивого развития, мы рассматриваем и новые возможности, например связанные с растущим спросом на возобновляемую энергию. Наш ответ этому глобальному тренду — совместное предприятие с компанией Windar и РОСНАНО по строительству башен ветрогенераторов. Завод «Башни ВРС» был запущен в декабре 2018 года и стал первым в России производителем этого оборудования в рамках государственной программы развития возобновляемой энергетики и создания нового сектора высокотехнологичного энергомашиностроения. За первый год работы предприятие изготовило более 80 башен для российских проектов ветрогенерации.

Мы находимся в постоянном диалоге не только с деловыми партнерами, но и с обществом и государством. Предприятия «Северстали» — важный элемент социально-экономического развития территорий присутствия. Компания принимает участие в решении социальных проблем, вкладывает значительные средства в улучшение качества жизни населения, в благоустройство городов, модернизацию объектов здравоохранения, образования, в поддержку культуры и спорта. В 2019 году социальные и благотворительные инвестиции компании составили 2,9 млрд рублей.