07.05.2020
Партнерский материал
Экономика

Пять рекомендаций по ведению бизнеса после отмены карантина

Социальные предприниматели смогут повлиять на состояние экономики после коронавируса

Фото: iStock.com

От кризиса, вызванного пандемией коронавируса, пострадали все виды бизнеса. Наиболее уязвимыми Межрегиональная экологическая общественная организация «ЭКА» назвала социальных предпринимателей, в частности производителей экопродукции, владельцев экокафе, операторов пунктов сбора отходов, создателей шеринговых проектов. Активисты организации выяснили у российских соцпредпринимателей, каким образом те пытаются сохранить свой бизнес в новых условиях.

Между тем состояние экономики после пандемии будет зависеть от представителей частного сектора. В этом уверены сотрудники Международного института управленческого развития в Швейцарии (International Institute for Management Development, IMD) Стефан Жиро (Stéphane J. G. Girod) и Наталиа Олинец (Natalia Olynec). Авторы колонки для The Conversation приводят в подтверждение своих слов результаты опроса Edelman Trust Barometer, проведенного коммуникационной компанией Edelman в 10 странах с 6 по 10 марта. Согласно им более половины респондентов доверяют своему работодателю больше, чем государству и СМИ, и более 70% считают, что действия со стороны предпринимателей помогут мировому сообществу смягчить последствия вспышки коронавируса. Эксперты дали пять рекомендаций, которые помогут бизнесу не только выжить, но и внести свой вклад в создание устойчивой экономической системы.

1. Локализовать цепочки поставок

Глобальная система поставок оказалась уязвимой перед лицом кризиса. Например, сбои в поставках материалов и сырья для производства медицинских товаров из Индии и Китая привели к дефициту антисептиков и масок на американском и европейском рынках. По мнению специалистов, предпринимателям необходимо налаживать взаимодействие с местными поставщиками. Это поможет бизнесу стать более устойчивым и менее зависимым от ситуации на мировом рынке.

С предположением экспертов соглашается соосновательница московского магазина товаров без упаковки Naked Food Виктория Титова. «Работать с локальными поставщиками — это один из принципов устойчивого развития, и мы ему следуем изначально, — объясняет предпринимательница. — Мы максимально стараемся закупаться у локальных производителей». Сейчас, по ее словам, критичных проблем с поставками нет: все партнеры по-прежнему работают. До этого, в связи с повышенным спросом, на рынке с задержкой доставлялись крупы, но сейчас все вернулось в норму. Виктория Титова добавляет, что после пандемии она и ее команда планируют продолжать сотрудничество с прежними партнерами и искать новых местных производителей для расширения ассортимента.

Максим Бреус, владелец магазина экопродуктов «Другая еда» в городе Йошкар-Оле, признается, что в его случае работать с локальными поставщиками неэффективно. Они либо предлагают продукцию низкого качества, либо сами торгуют в розницу, и конкурировать с ними нет смысла. Задержки в поставках были в самом начале, но сейчас, по словам бизнесмена, все налаживается.

«Проблем почти нет, — говорит Константин Рязанов, основатель экокафе „Крона“ в Пензе. — Всего несколько локальных производств ушло на каникулы, это не критично для нас. После карантина планируем работать с теми, кто выживет, выбор небольшой».

2. Налаживать международное сотрудничество

Однако Стефан Жиро и Наталиа Олинец уверены, что локализация производства не должна мешать международной кооперации. «Сотрудничество — лучший подход, чтобы избежать непредвиденных ситуаций», — говорят они. По их словам, бизнес должен объединяться с государством, а государства — друг с другом. Глобальное сотрудничество поможет смягчить последствия пандемии не только для экономики, но и для системы здравоохранения.

Один из способов наладить международное сотрудничество — перевести часть процессов в онлайн. Например, руководство магазина Naked Food на время пандемии отказалось от офлайн-торговли и теперь клиенты могут заказывать товары онлайн с доставкой. Это помогло предпринимателям сохранить бизнес, но поддерживать «довирусный» объем продаж у них пока не получается. «Заказов онлайн гораздо меньше, чем было клиентов в офлайн-магазине, — рассказывает Виктория Титова. — К тому же для того, чтобы перейти на онлайн-работу, мы потратили время на базу: своими силами заполнили интернет-сайт, над которым раньше работали неспешно. Сейчас наша команда состоит из двух сотрудников магазина и курьера, который появился как раз за две недели до введения режима самоизоляции. Поэтому нам не надо думать, как выплачивать зарплаты сотрудникам, отвечаем мы только сами за себя».

С такими же проблемами столкнулся Максим Бреус. В компании организовали доставку продуктов на дом. Но объем работы существенно сократился, из-за чего у сотрудников теперь меньше рабочих дней. Экокафе «Крона» тоже стало работать на доставку. Но, как говорит Константин Рязанов, выручка от онлайн-заказов не покрывает даже расходов на «подорожавшие продукты». «Наша работа очень изменилась, — рассказывает предприниматель. — Мы на стадии закрытия <...>. Пустили в ход свой „неприкосновенный запас“, урезали меню, взяли кредит».

3. Повышать уровень социальной ответственности

Во время пандемии некоторые компании перепрофилировали свое производство под выпуск жизненно важных товаров. Так, парфюмерные фабрики французского холдинга LVMH, которому принадлежат такие бренды, как Louis Vuitton и Christian Dior, стали производить антисептики для рук. На испанских фабриках компании Inditex, владеющей торговой сетью Zara, начали изготавливать больничные халаты для пациентов больниц и медицинского персонала. Все это, по мнению экспертов, свидетельствует о том, что компании могут быстро реагировать на изменения и подстраиваться под общественные нужды.

Российские предприниматели тоже стараются оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Так, создатели проекта Kapoosta (всероссийская карта экологичных товаров и услуг) предложили свою поддержку владельцам компаний и организаторам событий. Многие попросили поддержать их информационно: рассказать об их акциях и спецпредложениях в email-рассылках и социальных сетях — это в компании и сделали. «Кризис — это прекрасный повод пересмотреть приоритеты в части мер поддержки, — объясняет координатор проекта Kapoosta Марианна Карельская. — В интересах как клиентов, так и государства в такой сложный период поддержать именно наиболее благотворные, устойчивые и ответственные виды бизнеса».

4. Уделять внимание благополучию персонала

Эксперты подчеркивают, что предприниматели, которые сумеют сохранить персонал во время кризиса, смогут быстрее восстановить бизнес-процессы после снятия ограничительных мер. Например, в компании Google создали фонд, благодаря которому все временные сотрудники и подрядчики могут брать оплачиваемый больничный в том случае, если у них есть симптомы коронавируса или они не могут работать, так как находятся на карантине. В компании Starbucks решили позаботиться о психическом здоровье своих сотрудников. Каждый работник, который трудится 20 и более часов в неделю, а также члены его семьи могут в течение года бесплатно посетить 20 сеансов психотерапии. В компании по производству одежды и обуви VF Corporation (владеет брендами Vans, The North Face, Timberland) продолжают платить сотрудникам, несмотря на закрытие магазинов.

Большинству российских соцпредпринимателей пришлось урезать расходы на команду. Как объяснила Наталья Розина, основатель проекта «Доброворот», основная часть ее команды в неоплачиваемых отпусках. Их работа финансируется из целевых грантов, и необходимость расходов потом нельзя будет подтвердить. Но для этих сотрудников выделили небольшие средства из премиального фонда «Доброворота». «Чтобы не потерять темп работы, мы также наняли на работу двух менеджеров, которые в удаленном доступе продолжают работу с прицелом на будущее, чтобы по окончании эпидемии мы могли стартовать с усиленным импульсом», — рассказывает Наталья Розина.

По признанию Максима Бреуса, так как у магазина «Другая еда» существенно сократился объем работы, фирме пришлось уменьшить количество рабочих дней. А в астраханской компании по заготовлению вторсырья «Экоград» подумали о благополучии своих клиентов. Руководитель организации Дмитрий Беспалов рассказывает, что они стараются не повышать стоимость вторсырья для перерабатывающих предприятий. «Партнеры тоже по возможности идут нам навстречу, понимая, как сложно сейчас нам выполнять свои обязательства по поставке им сырья в эти непростые времена», — объясняет он.

5. Вкладываться в развитие «зеленой» экономики

Стефан Жиро и Наталиа Олинец считают, что кризис — это возможность для предпринимателей переосмыслить многие вещи, в том числе свое отношение к климатическим и экологическим проблемам. Они призывают представителей частного сектора вносить свой вклад в формирование устойчивой, безуглеродной экономики. Этому могут помочь в том числе «зеленые» технологии и возобновляемые источники энергии.

Идея экспертов отозвалась и у российских соцпредпринимателей. Так, сооснователь магазина Naked Food Виктория Титова предполагает, что после завершения карантина больше людей задумается о количестве отходов, которое они производят ежедневно, узнают о движении Zero Waste (в пер. с англ. — «Ноль отходов») и обратят внимание на профильные магазины. «Если выживем, будем думать о дальнейшем развитии, увеличении ассортимента, подыщем помещение с большей площадью», — говорит она.

На улучшение ситуации с раздельным сбором отходов в России надеется и заместитель гендиректора компании по вывозу и утилизации мусора «ЭкоЛайн» Елена Вишнякова. «Строгое пребывание дома помогает людям оценить масштаб производимых отходов. Возможно, это побудит некоторых из них начать сортировать эти отходы. Из смешанных сейчас можно „добыть“ всего около 8% вторсырья, остальное просто портится при контакте с пищевыми отходами. А вот сортированные отходы содержат в среднем 35% перерабатываемых материалов и могут быть еще продуктивнее — до 60–80% при большем вовлечении жителей в домашнюю сортировку. Чистые сухие отходы сохраняют потребительские качества материалов и способствуют высокой выборке вторсырья», — обращает внимание эксперт.

По прогнозу Максима Бреуса из «Другой еды», потребители начнут обращать больше внимания на нематериальные ценности, а экономика трансформируется и станет более социально ориентированной. «Сейчас советую всем сосредоточиться на главном, улучшить взаимоотношения с командой, и когда этот период завершится, вы продолжите двигаться вперед, но с другой скоростью», — говорит предприниматель.

Никаких оснований для позитивных ожиданий не видит владелец экокафе «Крона» Константин Рязанов. Бизнесмен прогнозирует, что «вся страна будет в шоке от результатов уничтоженной экономики». На сокращение доходов населения обратила внимание и Наталья Розина из «Доброворота», предположив, что из-за этого вырастет спрос на одежду секонд-хенд, в том числе и в благотворительном магазине проекта.

Дмитрий Беспалов из «Экограда» также не настроен оптимистично. Он уверен, что говорить о каких-либо позитивных изменениях в сложившейся ситуации можно «разве что с большой оглядкой». Главное, по словам бизнесмена, — не отчаиваться и не паниковать: такие настроения не улучшают положение дел, а напротив, изматывают физически и морально. «Старайтесь договариваться и идти на компромиссы, даже если вам это невыгодно в краткосрочной перспективе. Поверьте, сложно будет абсолютно всем», — заключает он.

«Пока все еще сложно предсказать результат трансформации экономики. Мы только надеемся, что лучшие и достойные экопроекты и „зеленые“ компании все же сумеют выстоять и продолжат свою важную работу», — заключает координатор проекта Kapoosta Марианна Карельская.