Электромобили разгоняются
Себестоимость выпуска автомобилей с ДВС растет из-за цен на драгметаллы
Крупные автопроизводители во всем мире стали активно вкладываться в выпуск электромобилей. Таким образом компании стараются минимизировать свое воздействие на окружающую среду и удовлетворить растущий потребительский спрос. Кроме того, производство машин с бензиновыми и дизельными двигателями делает невыгодным кратное повышение цен на драгоценные металлы. Более того, этот фактор спровоцировал во всем мире кражу каталитических нейтрализаторов — устройств в выхлопной системе автомобиля с ДВС, которые нейтрализуют токсичные вещества в отработавших газах.
Британская автомобилестроительная группа Jaguar Land Rover, с 2008 года принадлежащая индийскому автопроизводителю Tata Motors, недавно представила стратегию Reimagine (в пер. с англ. — «Переосмысление»). К 2039 году компания обещает достичь углеродной нейтральности, и для этого она намерена перейти на производство машин с электрическими двигателями. К 2025 году автоконцерн пообещал оснастить электрическим приводом все автомобили марки Jaguar, а к 2030 году — 60% автомобилей марки Land Rover. Первая полностью электрическая модель Land Rover должна появиться на рынке в 2024 году, к 2025 году число таких моделей увеличится до шести.
Американская автомобильная корпорация General Motors (GM) тоже намерена производить электромобили, чтобы достичь углеродной нейтральности к 2040 году. В GM сообщили, что в ближайшие годы в ее ассортименте появятся электрокары на любой вкус, включая седаны, кроссоверы, внедорожники и грузовики. Ожидается, что к 2025 году на долю электромобилей с аккумуляторными батареями будет приходиться 40% от всех продаваемых машин GM в США.
В разработку электрических и автономных транспортных средств в ближайшие пять лет компания обещает инвестировать $27 млрд — на несколько миллиардов больше, чем было запланировано до пандемии. Эти средства пойдут в том числе на обновление предприятий Factory ZERO в Мичигане и Spring Hill Manufacturing в Теннесси, а также на развитие технологии производства аккумуляторов Ultium. Эти батареи имеют емкость от 50 до 200 кВт⋅ч, обеспечивают запас хода до 724 км и позволяют машине разгоняться почти до 100 км/ч за 3 секунды. Компания также обещает перевести все свои предприятия на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) — к 2030 году в США, а к 2035 году — во всем мире. Кроме того, GM сотрудничает с компанией EVgo, которая обслуживает более 800 общедоступных станций быстрой зарядки электромобилей в США. К 2025 году количество станций должно увеличиться до 2,7 тыс., и все они будут работать от ВИЭ.
Планы GM, как отмечает издание The New York Times, могут повлиять на всю автомобильную промышленность США, в которой, по данным на 2019 год, было занято около 1 млн человек — больше, чем в любом другом производственном секторе. Количество рабочих мест на промышленных предприятиях может сократиться, так как в процессе производства электромашин участвует меньше людей по сравнению с производством автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Однако массовый переход на электрокары приведет к росту занятости в таких отраслях, как производство аккумуляторов, горнодобывающая промышленность, обслуживание зарядных станций.
Немецкий автомобилестроительный концерн Daimler к 2022 году планирует выпустить электрические аналоги для всех моделей Mercedes-Benz, начиная от миниатюрных автомобилей Smart и заканчивая спортивными внедорожниками. Всего появится 130 моделей электромобилей, в том числе машины, которые подзаряжаются от внешних источников питания, и машины, работающие от аккумуляторных батарей и топливных ячеек. Другой немецкий концерн — Volkswagen — сообщил о своих планах по наращиванию объемов производства электрокаров еще в 2017 году. Электрические версии 300 моделей автомобилей должны появиться на рынке к 2030 году. Сейчас компания работает над созданием небольшого электромобиля на аккумуляторной батарее Small BEV (от англ. — Battery Electric Vehicle), который будет стоить от €20 тыс. до €25 тыс. ($24–30 тыс.).
Британский автопроизводитель Bentley Motors, который с 1998 года входит в состав Volkswagen, обещает выпустить первый электромобиль в 2025 году. К 2030 году все машины компании будут питаться от электродвигателей и электрических аккумуляторов. Среди других компаний, которые будут производить электрокары, — американская Ford, итало-американская Fiat Chrysler Automobiles, шведская Volvo, японские Toyota, Honda и Nissan.
Количество электрокаров на дорогах продолжает расти
Производство электромобилей — это самый быстрорастущий сегмент автомобильной промышленности. В 2019 году во всем мире было продано более 2,1 млн таких транспортных средств. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), опубликованным в середине 2020 года, это на 6% больше, чем в 2018 году, и на 30% больше, чем в 2016 году. Число электрических машин достигло 7,2 млн по сравнению с 17 тыс. в 2010 году. Однако на электрокары приходилось только 2,6% от общего объема продаж новых автомобилей и их доля в мировом автопарке составляла лишь 1%. Продажи электромобилей увеличились в Европе и Китае. Тем не менее, как отмечает The New York Times, в США они остаются нишевым продуктом: их покупают те, кто заботится об окружающей среде, и состоятельные люди, которых привлекают дорогие марки типа Tesla.
В МЭА прогнозировали, что пандемия повлияет на всю автомобильную промышленность. Однако производители электрокаров должны были пострадать в меньшей степени. Ожидалось, что по итогам 2020 года продажи транспортных средств с электрическим двигателем увеличатся и составят 3% от общего объема продаж. Этому способствует в том числе политика европейских и китайских властей. Так, в апреле 2020 года правительство Китая продлило субсидии и налоговые льготы для производителей автомобилей с новыми источниками энергии (New Energy Vehicles) до 2022 года, а также выделило 2,7 млрд юаней ($381 млн) на развитие зарядной инфраструктуры.
К слову, в 2019 году, по оценкам МЭА, во всем мире насчитывалось около 7,3 млн зарядных станций. Из них 6,5 млн — это станции для электромобилей малой грузоподъемности в офисных зданиях, частных и многоквартирных домах. Это число будет увеличиваться во многом благодаря политической поддержке — например, льготным тарифам на электроэнергию. Будет расти и количество общедоступных зарядных станций. В 2019 году на них приходилось 12% от всех станций, что на 60% больше, чем годом ранее.
В аналитической компании Bloomberg New Energy Finance (BNEF) тоже указывают на то, что доля электрокаров в общем объеме продаж автомобилей в 2020 году по-прежнему оставалась небольшой — всего 2,7%, или 1,7 млн штук. Но она продолжает расти: к 2025 году электрическими будут 10% (8,5 млн) всех проданных легковых автомобилей, к 2030 году — 28% (26 млн), а к 2040 году — уже 58% (54 млн). Больше всего электрических машин будет продаваться в Китае. К этому же времени доля электромобилей на дорогах увеличится до 31% по сравнению с 8% в 2030 году. В BNEF считают, что снижение стоимости электромобилей стимулирует развитие их рынка. Ожидается, что к середине 2020-х годов в некоторых регионах они будут стоить столько же, сколько автомобили с ДВС. На рынок также положительно будет влиять увеличение емкости батарей и скорости их зарядки.
Как на рынок электрокаров влияют цены на драгметаллы
Еще один фактор, который может ускорить переход на электромобили, — рост цен на драгоценные металлы, которые нужны для производства каталитических нейтрализаторов. Это устройство в выхлопной системе автомобиля с ДВС, которое нейтрализует токсичные вещества в отработавших газах: оксиды азота (NOX), монооксид углерода, или угарный газ (СО), и углеводороды (CH). Приборы имеют «сотовую» конструкцию и покрыты драгоценными металлами — платиной, родием и палладием, которые в последнее время стремительно растут в цене. Так, пять лет назад тройская унция палладия (31,1 г) стоила около $500. В прошлом году она выросла до $2,8 тыс., а сейчас колеблется между $2–2,5 тыс. Цены на родий за пять лет увеличились более чем на 3 000% — с $640 до $21,9 тыс., что примерно в 12 раз дороже золота. Рост цен связан с тем, что власти многих стран ужесточают требования к автомобильным выбросам. Другая причина — пандемия: из-за карантинных ограничений уменьшились объемы добычи родия в Южной Африке, где сосредоточена большая часть месторождений.
Как отмечает аналитик международного финансового агломерата Citi Макс Лейтон, в 2019 году из-за роста цен на драгметаллы затраты на производство автомобилей увеличились на $18 млрд. При текущих ценах в этом году автопроизводители потратят на металлы для нейтрализаторов более $40 млрд. В результате многие из них будут вынуждены перейти на производство машин с аккумуляторными батареями, уверен эксперт.
Увеличение стоимости металлов привело к тому, что во всем мире стали чаще фиксироваться случаи краж каталитических нейтрализаторов. Например, в городе Сент-Луисе, штат Миссури, их число за последнее время увеличилось более чем в восемь раз — с 50 случаев в 2019 году до 420 в 2020 году, сообщает The New York Times. В Лексингтоне, Южная Каролина, с июля по декабрь 2020 года было украдено 144 нейтрализатора — в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В городе Уичито, штат Канзас, в 2020 году зарегистрировали 547 случаев воровства по сравнению со 191 в 2019 году. И это число продолжает расти: только в январе 2021 года украли 102 нейтрализатора. В некоторых штатах начали жестче контролировать перекупщиков запчастей. Однако различия в законодательных нормах разных штатов делают их поимку практически невозможной. Полиция советует автовладельцам парковаться на охраняемых территориях и в хорошо освещенных местах. Кроме того, стоит наносить на нейтрализатор гравировку с номерным знаком — так его можно будет отследить в случае незаконной продажи.
Похожая ситуация наблюдается и в других странах. Так, в Германии в 2017 году зафиксировано 38 случаев краж нейтрализаторов, в 2018 году — 77, в 2019 году — 169, а за первые девять месяцев 2020 года — уже 240. Чаще всего приборы снимают со старых моделей автомобилей, включая Opel Astra и VW Polo, следует из данных немецкого автомобильного клуба ADAC. В Москве в сентябре 2020 года полиция задержала двух мужчин, которые за три месяца украли более 40 нейтрализаторов с каршеринговых машин. Ущерб оценивается в 8 млн рублей. Еще двух мужчин поймали в Санкт-Петербурге. Они сняли нейтрализаторы с 13 машин каршерингового сервиса YouDrive. Компания оценила ущерб в 1,7 млн рублей.
Автор
Евгения Чернышёва