Голосующие кошельком
Некоторые потребители не готовы покупать товары компаний, которые борются с изменением климата
Все больше компаний по всему миру стремятся снизить негативное воздействие на окружающую среду. Такие крупные производители товаров повседневного спроса, как Nestle, Procter & Gamble, PepsiCo, Unilever, Coca-Cola, Mondelez и другие, принимают меры по сокращению объема парниковых газов и отходов, развивают программы по поддержке уязвимых слоев населения, стремятся обеспечить всем сотрудникам достойные условия труда. Одним из основных стимулов для внедрения принципов устойчивого развития в бизнес служит потребительский выбор. Об этом говорят и результаты опроса коммуникационной компании Hotwire, проведенного в конце 2018 — начале 2019 года. Они показали, что 47% покупателей по всему миру отказались от использования того или иного продукта в связи с тем, что ценности компании-производителя не соответствовали их собственным.
В Hotwire отмечают, что бизнесу сегодня недостаточно только предлагать качественные продукты по доступным ценам. Он должен решать проблемы окружающей среды и изменения климата, устранять разрывы в оплате труда, бороться с коррупцией и дискриминацией меньшинств, развивать программы корпоративной социальной ответственности. Если владельцы компаний будут уделять достаточно внимания решению этих проблем, они смогут, во-первых, способствовать позитивным изменениям в мире, а во-вторых — выделиться на фоне конкурентов, говорят специалисты.
В аналитической компании Nielsen еще в 2017 году выяснили, что более 70% потребителей готовы изменить свои покупательские привычки, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду. Для россиян этот показатель составил 62%, а для жителей США — 48%. В компании подчеркивают, что люди сегодня «готовы покупать изменения, которые они хотят видеть в мире». «Потребители будут проявлять лояльность к брендам, которые заботятся о них, об их семьях и планете в целом, — прогнозируют эксперты. — Но компаниям придется приложить усилия, чтобы донести до покупателей преимущества своих продуктов и на основе точных данных доказать, как они помогают улучшить условия жизни и качество окружающей среды».
Климатический скептицизм
Но, как оказалось, потребители готовы поддерживать не все практики экоориентированного бизнеса. Согласно результатам опроса исследовательской компании Shelton Group, 65% американских покупателей крайне обеспокоены проблемой пластикового загрязнения Мирового океана. При этом негативные последствия изменения климата тревожат только 58% респондентов. По словам экспертов, это свидетельствует о том, что общество более восприимчиво к проблемам, которые можно увидеть здесь и сейчас. Изменение климата и связанные с ним последствия, например повышение мировой температуры, к этой категории явно не относится.
Сотрудники американской компании Valutus (помогает компаниям разрабатывать стратегии устойчивого развития) решили выяснить, как много потребителей готовы платить за вклад бизнеса в борьбу с изменением климата. Первая часть исследования проводилась с помощью формы онлайн-опросов Google Survey, анкеты заполнили более 2,2 тыс. человек. Участникам задавали один вопрос: «Перед вами два похожих продукта с одинаковой ценой. Один произведен компанией, которая является лидером с точки зрения борьбы с изменением климата, второй — обычной компанией. Что вы сделаете?» Они могли выбрать один из вариантов ответа: «обязательно куплю у компании-лидера», «с большой вероятностью куплю у компании-лидера», «с одинаковой вероятностью куплю у обеих», «с меньшей вероятностью куплю у компании-лидера», «вряд ли куплю у компании-лидера».
В результате 40% респондентов заявили, что они либо точно, либо с большой вероятностью выберут товар «климатически ответственной» компании. К удивлению исследователей, 20% опрошенных признались, что они не будут покупать такие товары, даже несмотря на то, что они не отличаются по стоимости от остальных. Затем в компании провели еще один опрос с помощью сервиса SurveyMonkey. Доля людей, не готовых покупать у компаний, борющихся с изменением климата, снизилась до 8%. Аргументируя свое мнение, некоторые респонденты признались, что вопросы изменения климата вызывают у них скепсис.
Основатель Valutus Дэниел Аронсон и специалист по устойчивому развитию в бизнесе Дайан Осгуд отмечают, что вера в изменение климата зависит не столько от наличия или отсутствия научных фактов, сколько от политических убеждений людей. «Даже если респонденты не верят в существование климатического кризиса, почему они отказываются от товаров компаний-лидеров, у которых нет никаких недостатков и которые не отличаются по цене от других товаров?» — вопрошают они в колонке для издания GreenBiz. По их мнению, это может указывать на то, что некоторые потребители намеренно противодействуют борьбе с климатическим кризисом.
Эксперты обращают внимание на примечательный факт: более половины респондентов SurveyMonkey, которые с меньшей вероятностью купят экологичный товар, считают себя консерваторами. Среди опрошенных с помощью Google эта доля составила чуть более 40%. В обоих случаях консерваторы были в большей степени настроены против ответственных компаний, по сравнению с либералами и теми, кто не придерживается никаких политических взглядов.
Исследователи попытались понять, почему результаты опросов в Google Survey и SurveyMonkey отличались друг от друга. Так, платформа SurveyMonkey сотрудничает с благотворительными организациями и перечисляет им средства за каждый заполненный опросник. В свою очередь, сервис Google Survey предлагает пользователям заполнить анкеты в обмен на доступ к контенту. Эксперты предположили, что взгляды людей, проходящих опросы SurveyMonkey и заполняющих анкеты Google Survey, различны. Респонденты, жертвующие на благотворительность, с большей вероятностью выберут продукт ответственной компании, чем те, кто заполняет анкеты для получения доступа к премиальному контенту.
Тем не менее тот факт, что 40% американских потребителей готовы платить за борьбу с изменением климата, — это уже большое достижение, считают Дэниел Аронсон и Дайан Осгуд. При этом эксперты просят не забывать, что взгляды потребителей, настроенных против ответственных компаний, также влияют на состояние рынка. Исследователи рекомендуют компаниям тщательно продумывать стратегию коммуникации со всеми клиентами и отдавать себе отчет, что некоторые из них могут намеренно избегать определенных групп товаров.
Сотрудники Школы бизнеса Леонарда Н. Штерна Нью-Йоркского университета проанализировали спрос на упакованные потребительские товары (Consumer Packaged Goods, CPG), произведенные с учетом принципов устойчивого развития. В период с 2013 по 2018 год он увеличивался в 5,6 раза быстрее, чем спрос на традиционные товары. Доля экотоваров на рынке CPG в 2018 году составляла 16,6% по сравнению с 14,3% в 2013 году. Самый значительный рост наблюдался в таких категориях, как гигиенические прокладки, средства для стирки, подгузники, газированные напитки, корма для животных, дезодоранты. В 2018 году потребители США купили экологичных товаров на сумму $113,9 млрд — это на 29% больше, чем в 2013 году. Ожидается, что в 2023 году эта цифра достигнет $140,5 млрд. Это сопоставимо с данными Nielsen: эксперты прогнозируют, что уже в 2021 году американцы будут тратить на товары ответственных компаний порядка $150 млрд в год.
Автор
Евгения Чернышёва