Как доброта и творчество помогут бизнесу

Уроки актерского мастерства позволят развить лидерские навыки и научат делать самопрезентацию

Фото: Pexels

Пандемия изменила корпоративную культуру. Одним из самых востребованных качеств руководителей стало сочувствие. Эмпатия и доброта вошли в топ ожиданий сотрудников, а начальники-женщины стали восприниматься лучше, чем мужчины. В связи с возникшими тенденциями эксперты рекомендуют студентам технических и деловых специальностей заниматься танцами и изучать актерское мастерство. Plus-one.ru изучил, как социальные навыки и творческое мышление помогут развивать бизнес.

Сочувствовать выгодно

В ноябре 2020 года профессор делового администрирования Гарвардской школы бизнеса Борис Гройсберг писал, что студенты и бывшие студенты стали чаще обращаться к нему за советом. Они спрашивали, как руководить сотрудниками в период большой неопределенности и беспрецедентного стресса из-за пандемии. «Быть добрым полезно для нашего собственного психического здоровья и психического здоровья сотрудников. Это приводит к повышению морального духа и производительности», — отвечал преподаватель.

В 2021 году вышла статья психологов южноафриканского Университета Западно-Капской провинции — Ниты Лоутон-Мисры и Тайрона Преториуса. Пандемия, как выяснили ученые, повысила ценность сочувствия со стороны начальников и педагогов в отношении подчиненных и студентов соответственно. И это сочувствие нужно уметь искренне проявлять, подчеркивают исследователи.

Американская консалтинговая компания Zenger Folkman изучила, кто в кризисный период лучше управляет коллективом — женщины или мужчины. С марта по июнь 2020 года эксперты опрашивали подчиненных 454 начальников и 366 начальниц. Выяснилось, что вовлеченность сотрудников в работу у начальниц была выше, чем у начальников, потому что женщины умели лучше выстраивать отношения. Они признавали важность развития работников, вели себя с ними честно и чутко, сами были готовы обучаться новым навыкам. При этом в аналогичном допандемийном исследовании разрыв между мужчинами и женщинами был меньше.

«Работникам нужны лидеры, которые способны развиваться и осваивать новые навыки, выступают за важность развития сотрудников даже в трудные времена, проявляют честность и порядочность, которые чувствительны и понимают, в каком стрессе, беспокойстве и разочаровании пребывают люди. Наш анализ показывает, что именно эти черты чаще проявляются у женщин. Но по мере того как кризис продолжается и усиливается, все лидеры независимо от пола должны стремиться удовлетворить эти потребности», — резюмируют эксперты.

Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Ольга Филатова рассказала Plus-one.ru, что и она знакома с исследованиями, согласно которым в «турбулентные времена» сочувствие — одно из важнейших качеств для достижения результатов. «Доброта необходима людям в состоянии неопределенности. Мы, социальные животные, сигналим друг другу об опасности, и, когда эти сигналы получаем, это лучше нас мотивирует», — говорит эксперт.

Не многие международные компании сегодня могут похвастаться руководителями с высоким уровнем эмпатии, добавляет Ольга Филатова. Ведь на высоких должностях нужны люди с системным мышлением, умеющие анализировать большие данные, и эмоциональное восприятие у них развито не всегда. Но эмпатию можно развить, считает ученый, для этого есть специальные тренинговые программы.

Фото: iStock

Хобби помогают развитию бизнеса

Преподаватель Королевского колледжа Холлоуэй (Великобритания) Люси Гилл-Симмен обращает внимание на то, что пандемия коронавируса изменила идею заботы о сотрудниках, сместив фокус на человеческие потребности. На первых позициях в списках пожеланий сотрудников, вернувшихся на свои рабочие места, значатся доброта, сострадание и сочувствие со стороны руководителей. При этом, как отмечает специалист, исторически так сложилось, что необходимым навыкам практически не обучают тех, кто изучает деловое администрирование или менеджмент. По мнению Люси Гилл-Симмен, студентам технических и деловых специальностей развить творческие способности и критическое мышление может помочь изучение гуманитарных дисциплин, связанных с искусством и культурой.

Между тем в 2019 году группа австралийских исследователей выяснила, что сами студенты осознают важность приобретения так называемых «мягких» навыков (от англ. soft skills). К ним относятся умение развивать эмоциональный интеллект, выстраивать отношения, принимать решения, обладать когнитивной гибкостью (способностью переключаться с одной мысли на другую и обдумывать несколько вещей одновременно) и другие. Опрос тысячи человек показал, что 88% студентов считают, что такие навыки необходимы для их карьеры, а 78% согласны с тем, что все эти качества дадут им преимущества при все большей автоматизации рабочих процессов. Самыми необходимыми навыками студенты посчитали решение сложных проблем, критическое мышление и креативность. Эти же умения, по данным исследования 2021 года, выбрали студенты высших авиационных учебных заведений Австралии.

Как отмечает Люси Гилл-Симмен, «мягкие» навыки лучше всего усваиваются на практике. Так, студенты, которые занимаются танцами, «прорабатывают» креативность и способность к самовыражению. Уроки актерского мастерства позволяют научиться самопрезентации и развить лидерские навыки. Знание сторителлинга (от англ. storytelling — искусство рассказывать истории) помогает легче налаживать отношения с людьми. Люси Гилл-Симмен говорит о том, что некоторые бизнес-школы уже начали встраивать гуманитарные науки в свои программы. При этом студенты могут приобрести нужные навыки и самостоятельно, например, посещая занятия по рисованию или фестивали сторителлинга. Так они смогут развивать правое полушарие, то есть ту часть мозга, которая отвечает за «мягкие» навыки.

Россия также следует тренду. Руководитель департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Сергей Филонович рассказал Plus-one.ru, что в июне в его учреждении открылась лаборатория по управлению креативностью. «Мы будем исследовать управление креативностью у театров и музеев, чтобы перенести эти приемы в бизнес. Разработаем соответствующие тренинги и методики. Сейчас этот навык — важнейшее конкурентное преимущество», — сказал ученый.

По его словам, особенно важными навыками в эпоху пандемии становятся самопрезентация и управление голосом. «Выяснилось, что во время совещаний по видеосвязи голос садится чаще, чем офлайн», — поделился эксперт.