Как фермеры и геймеры зарабатывают на стриминге

Владельцы крупных аккаунтов могут получать от $2,5 тыс. в месяц

Фото: iStock

Все больше людей в мире зарабатывают на стриминге — прямых трансляциях (или трансляциях в записи) на специализированных площадках или в социальных сетях. Самым популярным направлением стриминга остаются видеоигры, однако спросом среди зрителей пользуются и эфиры, во время которых ведущие показывают свою повседневную жизнь: приготовление еды, хобби, путешествия. В Китае, например, стримить начали фермеры: во время трансляций они рассказывают об особенностях сельской жизни и продают свою продукцию.

Стримеры из деревни

Количество стримеров среди фермеров и продавцов сельскохозяйственной продукции в последнее время стремительно растет. Одна из популярных стриминговых платформ — Taobao Live, которая принадлежит китайской компании, работающей в сфере онлайн-коммерции Alibaba Group. В период с марта 2020 года по март 2021 года более 100 тыс. сельскохозяйственных работников провели на ней более 2,5 млн эфиров Вместе с тем растут и доходы фермеров. Так, в 2020 году создатели контента из сельской местности заработали на платформе Douyin в 15 раз больше по сравнению с предыдущим годом. Этот сервис принадлежит холдинговой интернет-компании ByteDance и используется в Китае вместо TikTok (платформы работают на отдельных серверах, что связано с цензурными ограничениями в стране. — Прим. Plus-one.ru).

Например, деревенский житель по имени Цзинь Гоуэй ведет на Douyin блог под именем Brother Pomegranate (от англ. — «Брат Гранат») и имеет более 7,3 млн подписчиков. За 2020 год мужчина заработал 300 млн юаней ($46 млн), причем один раз он продал гранаты на сумму 6 млн юаней ($927 тыс.) за 20 минут. Еще одна Douyin-блогер — Го Чэнчэн — имеет 2,5 млн подписчиков. В своих видео девушка рассказывает о сельскохозяйственной продукции, которую выращивает вместе с односельчанами, начиная от мини-тыкв и заканчивая дикими персиками. Раньше она продавала продукцию через приложение WeChat, принадлежащее китайской инвестиционной компании Tencent Holdings. При этом Го Чэнчэн получала около сотни заказов в день. Теперь только за одну прямую трансляцию девушка принимает до 50 тыс. заказов и зарабатывает с продаж по меньшей мере 9 млн юаней ($1,3 млн) в месяц.

По данным Douyin, около 54% блогеров на платформе, включая Го Чэнчэн и Цзинь Гоуэй, — это так называемая вернувшаяся молодежь. Эти люди родились в селе, уехали на несколько лет в город, а потом вернулись. Многие были вынуждены остаться в своих родных городах и селах во время пандемии, когда власти страны ввели ограничения на работу транспорта.

Фермеры по-прежнему пользуются сервисами сторонних логистических компаний, в том числе JD Logistics и Cainiao (последняя принадлежит Alibaba Group). Это увеличивает и без того высокие затраты на доставку продукции. Такая ситуация, учитывая растущую конкуренцию, негативно влияет на доходы фермеров. Однако увеличение числа заказов и повышение лояльности клиентов это компенсировали. Специалисты и сами стримеры говорят, что секрет высоких продаж заключается в ностальгии многих городских жителей по природе. Они не доверяют обычным продавцам из-за того, что те не всегда заботятся о безопасности продуктов. Кроме того, пользователям нравится проводить время, наблюдая за жителями деревни.

«В деревнях даже самые рутинные моменты могут стать источником интересного визуального контента, — говорит продавец фруктов по имени Джин. — Это то, чего нет у горожан, и то, что они хотят видеть». Представитель Douyin отметил, что платформа планирует поддерживать создателей контента из сельской местности. «Фермеры также могут иметь более высокую маржу, когда продают напрямую покупателям», — заявил он. Более того, помощь фермерам оказывают не только такие видеоплатформы, как Douyin и Kuaishou Technology, бумагами которой владеет Tencent Holdings. Это делают и интернет-магазины, в том числе Taobao, JD.com и Pinduoduo, предлагающие жителям сел субсидии и участие в обучающих семинарах.

Фото: iStock

Вначале были видеоигры

Наиболее популярным направлением стриминга во всем мире остается киберспорт. Так, в 2021 году аудитория прямых трансляций игр увеличится на 10% по сравнению с 2020 годом и составит 728,2 млн человек. Такой прогноз дает международная аналитическая компания Newzoo, специализирующаяся на области развлечений, медиа и технологий. Количество зрителей будет расти в среднем на 9,2% в год и к 2024 году достигнет 920,3 млн. Увеличению популярности игрового стриминга тоже способствовала пандемия, из-за которой люди стали проводить больше времени в сети, подчеркивают эксперты.

До 2025 года стоимость мирового рынка игрового стриминга будет расти со скоростью 9% в год, в том числе за счет развития киберспорта в Китае. Так считают аналитики из компании Mordor Intelligence. При этом, по подсчетам провайдера платежных и финансовых сервисов QIWI, российский рынок трансляций видеоигр в интернете в ближайшие три года будет увеличиваться в два раза быстрее мирового. В среднем рост составит 20% в год. Сейчас, по данным QIWI, объем рынка в России оценивается в 21,6 млрд рублей. Между тем в сервисе для монетизации стримов DonationAlerts его оценивают в 15 млрд рублей.

Среди платформ, которые используются для трансляции видеоигр, — YouTube Gaming, Facebook Gaming, Steam.tv, Trovo, Huya и DouYu. Последние в этом списке — это китайские сервисы, часть акций которых тоже принадлежит Tencent. Свои сервисы есть и в России — например, WASD.TV, запущенный оператором связи МТС. Однако одним из самых востребованных сервисов во всем мире считается Twitch. В 2011 году он отделился от другой стриминговой платформы Justin.tv. В 2014 году Twitch был приобретен американской технологической компанией Amazon за $970 млн. В июле 2021 года на платформе Twitch насчитывалось более 8,3 млн стримеров. Зрители, среднее количество которых составляло 2,5 млн в неделю, за месяц просмотрели более 1,9 млрд часов эфира. Для сравнения, в июле 2012 года количество зрителей не превышало 214 тыс. в неделю, они тратили на просмотры стримов около 159 млн часов.

В среднем один начинающий стример с 50–100 подписчиками может зарабатывать около $500 в месяц. У владельцев более крупных аккаунтов с 1 тыс. и более подписчиков есть возможность получать от $2,5 тыс. в месяц. Монетизировать трансляции на платформе можно за счет подписчиков: абонентская плата может составлять $4,9, $9,9 и $24,9 в месяц, в обмен зрители получают возможность смотреть эфиры без рекламы и участвовать в дискуссиях. Среди других способов монетизации — донаты (пожертвования) от зрителей, реклама, которую предлагает сама платформа (можно получать от $2 до $10 за 1 тыс. просмотров), спонсорство (например, стримеры могут использовать оборудование определенной компании или играть в одежде с ее логотипом). Возможен доход и от продажи аксессуаров, сувениров и другой продукции со своей символикой.

Самыми крупными стримерами на Twitch считаются 30-летний американец Ричард Блевинс, выступающий под псевдонимом Ninja (16,8 млн подписчиков), 23-летний житель США Тернер Тенни, или Tfue (10,6 млн подписчиков), и 31-летний испанец Рубен Гандерсен, или Rubius (9,6 млн подписчиков). Однако по объему доходов лидирует канадец Феликс Лянжель, играющий под псевдонимом xQcOW и имеющий 9 млн подписчиков. В 2020 году стример заработал почти $2 млн — преимущественно за счет подписчиков и рекламы.

Сейчас стримеры могут транслировать на Twitch не только процесс игры, но и повседневную жизнь. Такие стримы получили название IRL (англ. — In Real Life). В категории IRL на сайте в режиме реального времени можно наблюдать за тем, как люди загорают на пляже, гуляют, готовят и едят. К слову, поедание еды на камеру — это жанр стриминга, который пользуется особой популярностью в Южной Корее. Это занятие получило название «мукбанг» или «мокпан» (от корейских слов muk-ja — «еда» и bang-song — «трансляция»). Блогеры, или биджеи, используют в том числе платформу Afreeca TV.