Как пандемия повлияла на сферу культуры

Сектор оказался одним из самых пострадавших и нуждается в господдержке

Фото: iStock

Пандемия оказала серьезное воздействие на культурные и творческие индустрии. Более чем за полтора года было отменено или перенесено большое количество мероприятий, поток посетителей в некоторых учреждениях по-прежнему не восстановился. В неблагоприятном положении оказались и работники отрасли: они часто работают вне штата и не могут рассчитывать на поддержку со стороны государства. Вместе с тем пандемия ускорила цифровизацию отрасли. Многие мероприятия стали проводиться в цифровом формате. Но вопрос о том, останется ли он востребованным после снятия ограничений, остается открытым.

В 2020 году доходы в индустрии культуры и творчества в разных странах сократились на 20–40%. В частности, в Великобритании снижение составило 30%, в США — 27%, во Франции — 25%, в Германии — 23%. Валовая добавленная стоимость отрасли (ВДС; доходы субъектов, участвующих в производстве товаров и услуг без учета издержек) сократилась на $750 млрд по сравнению с 2019 годом. Такие цифры содержатся в докладе ЮНЕСКО Cultural and Creative Industries in the Face of COVID-19. Исследователи выяснили, что самые серьезные потери понесли те предприятия, работа которых зависит от присутствия людей. Это в том числе организаторы спектаклей, концертов, шоу, фестивалей и выставок.

Ограничения серьезно повлияли и на рынок труда: число рабочих мест в отрасли снизилось по меньшей мере на 10 млн. Дать точную оценку потерям не представляется возможным, отмечают в ЮНЕСКО. Специалисты ориентировались на данные деловой социальной сети LinkedIn, где по состоянию на начало 2021 года было зарегистрировано более 762 млн человек со всего мира. 51,2 млн пользователей, или 6,7% от общего числа, указали, что они стажировались или работали (полный и неполный день) в сфере культуры и творчества.

В особенно неблагоприятном положении оказались самозанятые специалисты: они чаще остальных теряли работу и сталкивались со снижением доходов. Например, в Южной и Центральной Америке больше половины работников отрасли сообщили о 80-процентном (и более) снижении дохода. В Индии 22% работников культурных и творческих индустрий потеряли более чем 75% дохода. В долгосрочной перспективе, как считают эксперты, пандемия может привести к тому, что безработные начнут искать возможности для трудоустройства в других сферах или же полностью покинут рынок труда.

В каком состоянии находится отрасль в разных странах

Как напоминают исследователи из австралийского независимого аналитического центра The Australia Institute, в сфере культуры и развлечений чаще, чем в остальных, встречаются нестандартные формы занятости. К ним относятся, например, неполная и временная занятость, которые часто не предусматривают предоставления оплачиваемых отпусков, больничных и пенсий. Более того, во время пандемии далеко не все работники отрасли могли претендовать на денежные компенсации по государственной программе JobKeeper. Она была направлена на поддержку пострадавших от последствий коронавируса предприятий. В ее рамках коммерческим и некоммерческим организациям предоставлялись субсидии на оплату труда — это позволяло им сохранить сотрудников во время действия ограничительных мер.

Австралийские власти, по словам исследователей, принимают различные меры для поддержки сферы искусства и развлечений. Однако только небольшая часть государственных средств дошла до среднего и малого бизнеса. Значительное число предприятий и независимых деятелей не могут рассчитывать на помощь и рискуют навсегда покинуть рынок. Так, в июне 2020 года в стране создали фонд Restart Investment to Sustain and Expand (RISE). Его цель — поддержать организации и отдельных творческих деятелей, которые начали возвращаться к работе после ослабления ограничений. Изначально в фонде было $75 млн, но в марте 2021 года туда добавили еще $125 млн. Деньги, как говорят в The Australia Institute, получили коммерческие компании, включая организаторов крупных мюзиклов, музыкальных фестивалей и выставок, а также значимые некоммерческие организации: театры, музеи, региональные творческие группы.

Фото: iStock

Средства из еще одного фонда стоимостью $50 млн — COVID-19 Arts Sustainability Fund — направляются на поддержку крупных организаций, которые продолжают работать во время пандемии. По данным на октябрь 2021 года, финансирование получили более 10 организаций, включая Мельбурнский симфонический оркестр ($3 млн), Музей современного искусства Австралии ($2 млн), Австралийский балет ($4,5 млн). Один из самых крупных грантов — $5 млн — был направлен Мельбурнской театральной труппе (Melbourne Theater Company, MTC, является одним из отделений Мельбурнского университета).

В исследовании сообщается, что в 2018–2019 годы в индустрии искусства и развлечений в Австралии трудились около 230 тыс. человек. В их число входят специалисты, занятые в творческом и исполнительском искусстве, кинопроизводстве и звукозаписи, библиотечном и издательском деле, телевидении и других видах деятельности. ВДС отрасли оценивалась в $17 млрд (0,9% от ВВП).

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), расходы Австралии на организацию отдыха, культуру и религию в 2020 году составляли около 1% от ВВП. Как отмечает The Australia Institute, детальных данных о расходах на сферу искусства и культуры в ОЭСР не предоставляют. По этому показателю страна находилась на 24 месте из 34 среди стран — участниц ОЭСР (всего в организацию входят 38 стран). Больше всего на эти сферы тратили Венгрия (3% от ВВП), Исландия (2,9%) и Эстония (2%), а меньше всего — Чили (0,3%), США и Коста-Рика (по 0,2%).

За последние 18 месяцев ВДС индустрии искусства, развлечения и отдыха в Великобритании снизилась на 60%. Это подсчитали авторы отчета, подготовленного консалтинговой компанией Chamberlain Walker Economics по заказу Университета Шеффилда. Количество рабочих мест в секторе сократилось на 55% по сравнению со средним показателем 16% в других секторах. Самое сильное сокращение — на 56% — было зафиксировано в гостиничном бизнесе и сфере общественного питания. Люди, занятые в сфере искусства и культуры и занимающиеся сохранением наследия, подали более 80% заявок на компенсацию доходов самозанятым по программе Self-Employed Income Support Scheme (SEISS). Это 68% населения страны, имеющих право на выплаты, говорят аналитики.

«Экономические последствия [пандемии] серьезно повлияли на психическое здоровье и благополучие людей, работающих в этом секторе по всей Великобритании, — отмечает сотрудница Университета Шеффилда Ванесса Тулмин. — Люди в индустрии теряют сон и испытывают гораздо больше беспокойства, так как пандемия повлияла на их личные финансы и сделала их неуверенными в завтрашнем дне».

Что происходит в России

Российские власти еще в начале пандемии внесли культурную деятельность, а также деятельность по организации досуга и развлечений в перечень наиболее пострадавших отраслей. В дайджесте, подготовленном Департаментом международного и регионального сотрудничества Счетной палаты (СП) РФ, сообщалось, что потери только Большого театра по итогам 2020 года оценивались в 1 млрд рублей. Московский академический театр сатиры столкнулся с 65-процентным снижением доходов. А доходы Мариинского театра упали в три раза: за восемь месяцев 2020 года выручка учреждения составила всего 800 млн рублей.

Фото: iStock

Директор театра «Практика» Елена Кузьмакова сообщила Plus-one.ru, что в период с марта по май 2020 года был отменен и перенесен 121 спектакль на аудиторию более 8,5 тыс. зрителей. В результате театр недополучил около 17 млн рублей. За второе полугодие учреждение заработало на 70% меньше, чем за аналогичный период в 2019 году.

Елена Кузьмакова добавила, что «Практика» — резидентский театр. Резиденты — это независимые театральные мастерские, где работают артисты. При этом у театра есть спектакли с артистами, которые не входят в мастерские. Артисты не состоят в штате, а получают вознаграждения за фактически сыгранные спектакли. «Поэтому больше всего пострадали именно резиденты и артисты», — отметила собеседница Plus-one.ru.

Ограничительные меры по-прежнему не позволяют отрасли начать восстанавливаться. В октябре уполномоченный по защите прав предпринимателей Ольга Шпигальских отмечала, что деятельность негосударственной отрасли культурно-массовых мероприятий «практически парализована» на протяжении 17 месяцев. «С начала объявления режима повышенной готовности и полного закрытия отрасли было перенесено и отменено не менее 10 тыс. мероприятий по всей стране. Падение выручки индустрии составило более 90%», — подчеркнула она.

В ноябре 2021 года Кабинет министров выделил 2,2 млрд рублей на поддержку федеральных учреждений культуры. Более 1,8 млрд рублей получат подведомственные Министерству культуры театрально-концертные организации и музеи. Еще 197 млн рублей будет направлено Эрмитажу и 197 млн рублей — Большому театру.

В СП РФ напоминают, что многие организации начали обращаться к помощи цифровых инструментов, технологий виртуальной реальности. «Если ранее такие технологии существовали, но оставались нишевым продуктом, то в условиях социального дистанцирования к возобновлению деятельности в виртуальном формате прибегли даже самые известные организации», — говорят авторы дайджеста. Например, Большой театр на своем YouTube-канале транслировал записанные спектакли из собственного «золотого фонда». А Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина проводил виртуальные экскурсии по постоянной экспозиции и выставкам на платформе Zoom.

Между тем эксперты ЮНЕСКО не уверены, что тренд на использование цифровых инструментов сохранится и в будущем. Для многих учреждений они стали лишь инструментом для поддержания связи с аудиторией до тех пор, пока не будут отменены все ограничительные меры.