Как ведут себя покупатели во время ноябрьских распродаж
Некоторые россияне считают «Черную пятницу» обманом
В конце осени во всем мире начинается сезон распродаж. Сначала ритейлеры делают скидки в честь «Дня холостяка», а затем и в честь «Черной пятницы». Одни покупатели уверены, что подобные акции — хорошая возможность приобрести нужные товары и услуги по низкой цене. Другие сомневаются в честности продавцов и не планируют делать покупки.
Акция «День холостяка» впервые прошла в Китае 11 ноября 2009 года. Тогда работающая в сфере интернет-коммерции компания Alibaba Group предложила покупателям большие скидки. Сегодня эта акция известна как Всемирный день шопинга. Приуроченные к нему распродажи проходят во многих странах мира и становятся все более популярными среди потребителей. Так, о рекордных объемах продаж недавно отчитались в Alibaba Group. В компании подсчитали, что за первые 11 дней ноября валовый объем продаж (средства, полученные от реализации товаров без учета скидок, возвратов и других уступок. — Прим. Plus-one.ru) составил 540,3 млрд юаней ($84,5 млрд) — это на 8,5% больше по сравнению с прошлым годом (498,2 млрд юаней, или $77 млрд). Объем продаж JD.com, другой китайской компании, работающей в области онлайн-торговли, вырос на 28,6% по сравнению с прошлым годом и превысил 349 млрд юаней ($54,6 млрд).
В России обороты онлайн-магазинов 11 ноября выросли на 220% по сравнению с 10 ноября. Об этом сообщили аналитики Юkassa, платежного сервиса, входящего в состав цифровой финтех-платформы ЮMoney (экосистема Сбера). Относительно прошлого года рост составил 41%, а относительно 2019 года — 79%. В среднем один человек совершил покупки на сумму 2,2 тыс. рублей — это на 31% больше, чем в прошлом году, и на 71% больше, чем в позапрошлом. Чаще всего люди покупали спортивные и туристические товары. За ними следуют бытовая техника, электроника и профессиональное оборудование, а также БАД и спортивное питание. Кроме того, в день распродаж россияне активно оплачивали брони в отелях, покупали авиабилеты и услуги частных медицинских клиник.
О росте продаж сообщили и крупные российские маркетплейсы. Так, участники акции, которая проходила на платформе Wildberries с 28 октября по 13 ноября, заказали товары на 89 млрд рублей — это почти в три раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество заказанных товаров с прошлого года увеличилось в два раза — до 87 млн единиц. Наибольшим спросом пользовались одежда, обувь, косметика и парфюмерия, товары для дома, детские товары, а также техника и электроника.
В «AliExpress Россия» оценили объем продаж в 33,3 млрд рублей. Акция на платформе длилась несколько дней, в ней приняли участие 9,4 млн человек. Здесь чаще всего покупали товары для дома и сада, электронику и телефоны, товары для красоты и здоровья, запчасти для автомобилей и инструменты.
Оборот онлайн-ритейлера Ozon 11 ноября вырос почти в пять раз — до 6,1 млрд рублей, а количество заказов — в шесть раз. Компания организовала распродажу с 11 по 13 ноября, 10 ноября скидки были доступны подписчикам Ozon Premium. Стоимость самого дорогого заказа превысила 1,6 млн рублей: на эту сумму житель Стерлитамака купил товары для дома и бытовую технику.
Чего ждать от «Черной пятницы»
Вскоре после «Дня холостяка» проходит более известная ноябрьская распродажа — «Черная пятница».
Впервые «Черная пятница» состоялась в США. По традиции акция проводится в последнюю пятницу ноября сразу после Дня благодарения. В последнее время многие продавцы стали распространять скидки на несколько дней или даже недель.
По данным исследования консалтинговой компании McKinsey, 40% потребителей в США в этом году планируют начать делать покупки заранее. Люди опасаются, что товары быстро закончатся на полках или не будут доставлены вовремя. Ожидается, что потребители будут активно переключаться между онлайн- и офлайн-шопингом. При этом больше половины опрошенных намерены увеличить расходы на интернет-покупки по сравнению с прошлым годом, говорят в McKinsey. В целом в четвертом квартале 2021 года расходы жителей США вырастут на 7% относительно 2020 года и на 9% относительно 2019 года.
Британские покупатели, согласно прогнозам аудиторской компании PwC, потратят на покупки в «Черную пятницу» в общей сложности около £9 млрд ($12 млрд). Намерения потребителей различаются в зависимости от пола. Так, мужчины собираются потратить на 60% больше, чем женщины, — £338 ($454) против £210 ($282). Больше половины (54%) участников исследования планируют покупать в «Черную пятницу» электронику и технику (по сравнению с 47% в 2020 году), 36% — одежду (33%), 27% — подарки на Рождество (31%), 20% — товары для здоровья и красоты (24%), 19% — товары для дома (17%).
Специалисты PwC также обнаружили, что в этом году интерес к акции среди британцев вырос по сравнению с прошлым годом. Так, в 2020 году только 12% потребителей были заинтересованы в распродажах и планировали что-то приобрести. В этом году доля таких людей выросла до 24%. Доля тех, кто участвовать в акции не хотел, в прошлом году оценивалась в 37%, а в 2021-м она снизилась до 27%.
Россияне, как следует из результатов исследования портала для поиска работы SuperJob, в этом году тоже планируют увеличить расходы на «Черную пятницу». Ожидается, что средний бюджет на покупки составит 18,5 тыс. рублей — это на 30% больше, чем в прошлом году (13,8 тыс.). 26% респондентов планируют покупать одежду, 21% — бытовую технику и электронику, 8% — гаджеты и девайсы, по 5% — обувь и товары для дома. Во время распродажи опрошенные также будут стремиться приобрести авиабилеты, книги, онлайн-курсы, настольные игры, спортивную экипировку и другие товары.
В целом совершать покупки во время ноябрьской распродажи планируют 12% жителей России, чаще всего — люди в возрасте от 18 до 24 лет. Почти 70% участников опроса сообщили, что не будут ничего покупать. Кроме того, 65% россиян признались, что считают акцию «Черная пятница» обманом покупателей. Чаще всего так думают люди в возрасте от 35 лет и старше. Для сравнения, в 2020 году такого мнения придерживались 60% россиян. Лишь 14% (18% годом ранее) полагают, что во время распродаж продавцы честно снижают цены.
Тем не менее, как выяснили в компании «Яндекс», популярность акции «Черная пятница» в России постепенно растет. Чаще всего акцией интересуются жители Москвы и Московской области (35%), а также городов с населением до 1 млн человек (35%). Люди активно ищут бытовую технику и электронику: в «Черную пятницу» в 2020 году аналитики насчитали 6 млн подобных запросов — это на 15% больше, чем в среднем за день с конца октября по начало декабря.
В компании выяснили, что в этом году в акции намерены участвовать 61% россиян. Около четверти еще не приняли решения по этому вопросу. Для сравнения, прошлом году покупки во время распродаж совершали 60% опрошенных. Они одинаково часто заходили на маркетплейсы, в онлайн- и офлайн-магазины. Каждый второй респондент заранее составил список покупок. Однако 68% участников исследования приобрели что-то незапланированное — чаще всего это были книги, спортивные товары, услуги в сфере общепита и развлечений. Большинство россиян остались довольны купленными товарами и услугами, но 2% сказали, что они зря потратили деньги.
Автор
Евгения Чернышёва