Сколько потратили на празднование Нового года и Рождества жители разных стран

Финансисты рекомендуют уже сейчас начать копить на подарки на следующий год

Берлин, Германия. Рождественский поезд
Фото: Unsplash

Аналитики из сервиса «ЮMoney» (принадлежит «Сбербанку») зафиксировали существенное увеличение трат россиян на покупки в интернет-магазинах в предновогодние недели. В качестве подарков пользователи чаще всего выбирали ювелирные украшения, книги и сувениры. При этом, по данным Росстата, в третьем квартале 2020 года реальные доходы россиян сократились на 4,8% по сравнению с тем же периодом в прошлом году. Исследователи полагают, что многие смогли увеличить расходы на новогодние подарки, так как в течение года сэкономили на путешествиях и подарках коллегам.

С 1 по 20 декабря 2020 года оборот платежей в сегменте драгоценных украшений увеличился на 73% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество проведенных транзакций в этой категории товаров выросло на 48%, а средняя цена в чеке стала больше на 17% и составила 7,6 тыс. рублей. У продавцов книг оборот платежей увеличился на 38%, а количество транзакций — на 79%. Аналитики выяснили, что больше всего на ювелирные украшения и книги тратили жители Санкт-Петербурга — в среднем по 9,1 тыс. и 454 рубля соответственно.

Увеличились расходы и в таких категориях, как одежда и обувь. Средний чек покупателей превысил 2 тыс. рублей — на 91% больше, чем в 2019 году. Оборот товаров вырос на 17%, при этом количество проведенных транзакций сократилось на 39%. В частности, москвичи тратили на одежду и обувь в среднем 2,5 тыс. рублей. Другими популярными товарами среди жителей Москвы стали образовательные сертификаты (в среднем 3,9 тыс. рублей) и косметика (2 тыс. рублей). В Ростове-на-Дону больше, чем в других регионах, тратили на товары для детей — в среднем около 5,3 тыс. рублей. В Перми максимальными стали расходы на автомобильные аксессуары (6,8 тыс. рублей), а в Челябинске — на товары для спорта (8 тыс. рублей), сувениры, аксессуары и хобби (4,5 тыс. рублей). Траты на услуги салонов красоты, наоборот, снизились — аналитики объясняют это тем, что многие решили отмечать праздники дома. Обороты платежей в этом сегменте сократились на 19% по сравнению с прошлым годом, а средняя сумма в чеке снизилась на 38%. Через платформу «ЮMoney» ежедневно проходит более 1,6 млн электронных платежей. Входящим в ее состав сервисом «ЮKassa» пользуются более 120 тыс. российских и зарубежных интернет-компаний.

В консалтинговой компании «Делойт» предсказывали, что расходы россиян на подарки в 2020 году сократятся. По мнению аналитиков, этот вид расходов должен был составить 40% от всех запланированных трат — около 10 тыс. рублей по сравнению с 10,9 тыс. рублей в 2019 году. Еще 44% от бюджета, или около 11 тыс. рублей, жители страны собирались потратить на новогодний стол. Остальные деньги должны были пойти на развлечения. В среднем респонденты планировали потратить на празднование Нового года 25 тыс. рублей. Это сопоставимо с фактическими тратами в 2019 году, составившими 24,6 тыс. рублей. В опросе компании «Делойт» участвовали 1,6 тыс. человек в возрасте от 18 до 65 лет.

Исследование трат на новогодние праздники провел и сервис онлайн-опросов Oprosso. По его данным, почти 70% жителей России планировали покупать в качестве подарков парфюмерию, 50,7% — сувениры, 49% — игрушки, 39% — технику, около 30% — украшения и 22% — книги. При этом 28% россиян собирались потратить на покупку подарков от 2 тыс. до 5 тыс. рублей, 30% — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, 17,6% — от 10 тыс. до 15 тыс. рублей. 14% участников опроса сообщили, что их траты не превысят 2 тыс. рублей, а 9,6% сказали, что намерены потратить более 15 тыс. рублей, то есть более $200.

Как тратят в США и Великобритании

По оценкам Национальной федерации ритейла США, жители этой страны планировали в среднем ограничить траты на подарки для родственников, друзей и коллег суммой $650. Еще около $230 американцы заложили на покупку еды, поздравительных открыток и украшений и около $117 — на другие приобретения для себя и близких. В общей сложности за праздничный сезон, который начинается в ноябре в преддверии Дня благодарения и заканчивается в конце декабря, жители США собирались потратить $997, что на 5% меньше, чем годом ранее ($1 тыс.). Эти цифры отличаются от тех, что приводит статистическое агентство Statista. Согласно его данным, объем розничных продаж в США в праздничный сезон должен был составить от $755 млрд до $766 млрд. Опрос американской финансовой компании Mint в свою очередь показал, что в 2020 году 51% жителей США планируют потратить на подарки столько же, сколько в 2019 году, 40% намерены сократить расходы, а 8%, наоборот, увеличить. В исследовании, проведенном с 23 по 27 октября, участвовали около 1,5 тыс. человек.

Жители Великобритании, несмотря на финансовые трудности, тоже решили не экономить на рождественских подарках. Они собирались потратить примерно такую же сумму, как и в прошлом году. Об этом говорят результаты онлайн-опроса британского отделения финансовой компании NerdWallet (помогает клиентам принимать финансовые решения). Его провели с 17 по 21 ноября 2020 года среди 2 тыс. взрослых жителей страны. В среднем один человек планировал потратить на подарки £285 ($387), что всего на £14 ($19) меньше, чем в 2019 году. Этот показатель был выше среди женщин — £296 ($402) по сравнению с £272 ($369) для мужчин. При этом женщины намеревались сократить расходы на подарки на £20 ($27) по сравнению с прошлым годом, а мужчины — всего на £6 ($8). Исследователи подчеркивают, что женщины сильнее, чем мужчины, испытывают на себе влияние экономического кризиса. Так, по данным консалтинговой компании McKinsey&Company, на женщин приходится 39% от рабочей силы во всем мире, однако многие из них заняты в наиболее пострадавших отраслях. Так, 54% работают в гостиничном бизнесе и общепите, 43% — в розничной и оптовой торговле и еще 46% — в таких сферах, как искусство, развлечения и административная деятельность.

Опрос NerdWallet также показал, что больше всего на рождественские подарки собирались потратить люди в возрасте от 35 до 54 лет — всего £312 ($424). За ними следуют люди старше 55 лет — их траты должны были составить около £305 ($414). Меньше всего были готовы тратить жители Лондона и юго-восточной части страны — по £267 ($363) и £247 ($335) соответственно. А самыми щедрыми оказались жители Уэльса и Северной Ирландии — их траты, как ожидалось, должны были составить £328 ($446) и £327 ($444).

Исследователи выяснили, что около 55% взрослых жителей Великобритании заранее планировали свои новогодние траты. 44% респондентов заявили, что намерены потратить на подготовку подарков для близких больше времени и денег, чтобы компенсировать им трудный год. А 32% британцев сказали, что выделят на подарки больше средств, чем обычно, так как сэкономили на путешествиях и встречах с друзьями. Треть опрошенных собиралась оплачивать покупки кредитными картами. При этом авторы опроса советуют использовать кредитные средства только в тех случаях, когда есть возможность погасить задолженность в беспроцентный период. Они рекомендуют подумать о подарках на следующий год уже сейчас и начать откладывать деньги на специальный сберегательный счет.