Квалифицированная добровольная помощь
Мировой опыт доказывает, что корпоративное волонтерство — это эффективный способ повысить привлекательность организации и вовлечь сотрудников во взаимодействие с местным сообществом, НКО и властями. В России этот вид социальной активности получил распространение относительно недавно, однако уже был признан важным элементом корпоративной социальной ответственности (КСО). Возможные пути развития и укрепления межсекторного партнерства в рамках волонтерских программ эксперты обсудили на пресс-конференции, посвященной подведению итогов Года добровольца.
Начать с основы
В стране есть несколько профильных структур, которые помогают компаниям начать добровольческую деятельность. Одна из них — Национальный совет по корпоративному волонтерству (НСКВ) — была создана в 2014 году и сегодня объединяет более 30 крупных организаций. Председатель НСКВ, директор департамента коммуникационных и социальных проектов ОК РУСАЛ Рустам Закиев, считает, что для привлечения новых участников, в том числе региональных, необходимо разрабатывать стандарты. Они упростят процесс запуска добровольческих программ и позволят проводить оценку их эффективности. Закиев сообщил, что в декабре будет опубликована книга «Волонтерство в России: от практик к стандартам». Она обобщает весь опыт НСКВ и может стать практическим пособием для представителей бизнес-сообщества.
Заложить «фундамент» поможет также онлайн-курс, разработанный Российским государственным социальным университетом (РГСУ). Его ректор, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Наталья Починок сказала, что курс будет доступен в ближайшее время. Его смогут пройти волонтеры и организаторы волонтерской деятельности, заинтересованные в изучении «хороших, качественных, работающих практик».
Культура добровольчества
Сотрудники, которые безвозмездно работают в социально значимых проектах, отдают им не только физическую силу, измеряемую в так называемых человеко-часах. Они привносят свою квалификацию, профессиональные и организационные навыки. Поэтому одной из задач, стоящей перед бизнесом, является формирование культуры волонтерства. Как считают эксперты, зачастую «камнем преткновения» становится отсутствие мотивации у представителей кадровых служб: они попросту не воспринимают общественную работу как часть общей стратегии развития компании и не стремятся продвигать ее в коллективе.
«В следующем году мы будем искать точки соприкосновения с HR-специалистами и разрабатывать какие-то методики именно с этой точки зрения, — сказал Закиев. — Это поможет снять существующие барьеры и даст дополнительный импульс для внедрения практик корпоративного волонтерства».
Межсекторное взаимодействие
Спикеры также подчеркнули важность поддержки инициатив на государственном уровне. Артем Шадрин, директор Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития, сообщил, что до конца года правительство утвердит концепцию развития добровольчества в России. Один из ее специальных разделов будет посвящен корпоративному волонтерству.
Рустам Закиев уверен, что для повышения мотивации волонтеров, необходимо внести поправки в трудовое законодательство. Он привел в пример опыт европейских стран, где люди могут использовать для социальной деятельности оплачиваемое рабочее время, а не выходные, как это принято у нас. Наталья Починок, в свою очередь, считает, что поощрять людей лучше всего «рублем» — с помощью налоговых льгот.
Отчасти стимулом является и тот факт, что корпоративное добровольчество играет одну из ключевых ролей в устойчивом развитии страны. Алиса Бабина, координатор проекта департамента инвестиций в социальную сферу направления «Социальные проекты» АСИ, рассказала, что субботник «360 минут ради Байкала» за несколько лет реализации привлек 27 тыс. волонтеров. Схожий по тематике экологический проект «Чистые игры» собрал 21 тыс. человек в 38 регионах страны.
Согласно результатам исследования НКСВ, проведенного среди 20 российских компаний, в 2016 году в волонтерских программах участвовало 72% опрошенных сотрудников. Треть из них помогали 1–2 раза, еще треть — 3–5 раз. Активных волонтеров было сравнительно немного: примерно 7%. Предпочтительная частота социальной активности для половины респондентов — раз в два-три месяца, для четверти — раз в месяц или чаще.
Автор
Евгения Чернышева