«Любой большой путь начинается с первого шага»

Вопросы неравенства экономических прав и возможностей женщин в сравнении с мужчинами становятся актуальнее с каждым днем. А значит, нужно увеличивать вклад женщин-управленцев в устойчивое развитие экономического сектора. Эта тема обсуждалась на сессии «Женщины-управленцы в построении успешных бизнес-моделей» Петербургского международного экономического форума.

Фото: Фотохост-агентство ТАСС/Шарифулин Валерий

Главными спикерами выступили женщины с значительным опытом в развитии проектов — государственные чиновники высокого ранга и топ-менеджеры крупных компаний. Они обсудили особенности четвертой промышленной революции и ее перспективы, которые позволят увеличить присутствие женщин в управлении бизнесом и госструктурами. Большое внимание уделили и опыту компаний в этой области.

В процессе обсуждения участницы единодушно признали: гендерные стереотипы остаются базовой проблемой на пути женщин к успеху. И пока они не изжиты ни в обществе, ни в бизнесе, ни в государственных структурах. Но главное — стереотипы существуют в самовосприятии женщин, блокируют стремление к успеху и оставляют на вторых ролях.

Особенно сложно адаптироваться женщинам в высокотехнологичных отраслях, которые исторически считались территорией мужчин. Здесь инертность мышления до сих пор сильна, однако на помощь приходит рынок, заинтересованный в новых группах потребителей.

Об этом говорила Юлия Соловьева, директор по бизнес-операциям в развивающихся рынках региона EMEA, Google Россия. По ее словам, современная стратегия Google в отношении человеческого капитала сводится к двум вещам: инклюзивность и разнообразие. Но создавать продукты для разных потребителей, разрабатывать их функционал и дизайн невозможно исключительно одной группой, даже высокопрофессиональной. Поэтому присутствие женщин на руководящих должностях это не дань моде, а необходимое условие развития компании, которое гарантирует ей попадание в потребности женской аудитории.

Сейчас в Google процент трудоустроенных женщин превышает отметку 30%, на руководящих должностях — 26%. Это на 5% больше, чем пять лет назад.

Тем не менее, прохождение женщин на руководящие должности осложняется тем, что они часто не уверены в самих себе, в своих силах. «В Google существует практика самовыдвижения на повышение в технологических должностях, — говорит Светлана Соловьева. — И мужчины выдвигают себя тогда, когда уверены в себе на 60 процентов, а женщины — только когда уверены на все 100. Мы провели исследование, как в России гендерные стереотипы влияют на развитие женщин в цифровой экономике и выяснили, что в этой отрасли они представлены на более низких, менее квалифицированных областях».

Однако результаты того же исследования показали, что у женщин не менее высокий профессиональный потенциал, чем у мужчин, а иногда даже больший. И они больше, чем мужчины готовы вкладываться в дальнейшее образование и самообразование — 70% против 40%.

«Гендерный дисбаланс связан не только с наличием каких-то ограничений, но прежде всего с эмоциональным фактором, с самооценкой. Как с этим бороться? По-нашему, есть три варианта: первый — повышение веры в себя, где сработает некая процедура наставничества, где женщины имеют доступ к успешным ролевым моделям других женщин. Второй — образование и инвестиции в образование. Третий — открытый диалог о том, насколько важно пробивать эти стереотипы.

В Google уже несколько лет существует программа I’mRemarkable (ЯВыдающийся). Мы провели тренинги в Google, Cбербанке, компаниях Северсталь и Nestle, а также во многих госкомпаниях и в правительстве. Эта программа учит женщин быть более уверенными в себе, громко заявлять о своих возможностях и достоинствах и таким образом вкладывать в себя, свою карьеру и образование. Совместно со Cбербанком мы уже три года ведем онлайн и офлайн программу под названием "Бизнес-класс". За эти три года мы получили более 500 тыс. зарегистрированных пользователей из 47 регионов и более половины наших участников — женщины».

Юлия Соловьева, директор по бизнес-операциям в развивающихся рынках региона EMEA, Google Россия

Дорис Липперт, глава отдела цифрового консультативного обслуживания Microsoft Corporation в Австрии, рассказала, что на руководящих постах в Microsoft 30–40% женщин. А в ее команде — 50%, но это стоило определенных усилий.

Компания решает проблему гендерного дисбаланса уже на уровне найма. «Мы одинаково нанимаем и мужчин, и женщин, что дает нам гораздо больший приток талантливых людей, — говорит Дорис Липпет. — Мы делаем все для того, чтобы наши команды были намного разнообразнее. Когда у вас имеется сильное женское представительство и ролевые модели, это, в конце концов, идет на пользу компании. Во времена моего обучения в университете у нас было всего три преподавателя-женщины. Сейчас, спустя 10 лет, генеральный менеджер Microsoft Австрии — женщина и, честно сказать, компания много инвестирует в цифровые навыки, в развитие: нам это будет необходимо в будущем».

Но для того, чтобы женщины составляли существенный процент сотрудников IT-компаний, необходима популяризация технических наук среди школьниц. С этой целью Microsoft совместно с государственными образовательными учреждениями планирует развивать специальную программу. И это приносит свои плоды — на семинарах по кодингу, которые проводятся для выпускников средней школы, появляется все больше девушек.

Однако Дорис Липпет считает, что эта работа должна идти параллельно с формированием новой корпоративной культуры, комфортной среды для будущих сотрудниц, которая будет стимулировать их знания и амбиции. Для этого регулярно проводятся тематические тренинги, которые помогают выявить и преодолеть трудности во взаимодействии и предрассудки.

Проблемы с развитием карьеры у женщин существуют не только в высокотехнологичных отраслях экономики. С ней можно столкнуться в более традиционном бизнесе и в госучреждении. Но если рассматривать эту проблему в динамике, видно, как много женщинам удалось добиться за последние десятилетия. Об этом говорила Рене Джонс-Бос, чрезвычайный и полномочный посол королевства Нидерландов в Российской Федерации.

«Когда я пришла в Министерство иностранных дел, женщин-послов вообще не было. И их не было нигде — ни среди вице-министров и их заместителей, ни среди генеральных директоров. Я сдала экзамен лучше всех, но в ответ услышала: "Вы, конечно, молодец, но дипломатия — не женское дело". Но я решила бороться до конца, и через 30 лет я стала генеральным секретарем Министерства иностранных дел. С другими коллегами мы поняли, что все-таки нужно что-то менять в этом плане. Тогда я поставила себе цель, что 30% послов должны быть женщинами. И когда я ушла оттуда, так и было. Моя последовательница продолжает мою идею. Сейчас в МИДе уже 40% послов — женщины. Нам нужно стимулировать, мотивировать друг друга, ведь многие женщины намного лучше, чем они себе кажутся».

Рене Джонс-Бос, чрезвычайный и полномочный посол королевства Нидерландов в Российской Федерации

Опыт успешных представительниц бизнеса и государственных структур показывает, что современное развитие общества и экономики идет в ногу с желанием женщин строить карьеру наравне с мужчинами. Первое ограничение, которое необходимо преодолеть на этом пути, это низкая самооценка и неуверенность в своих силах. Преодолевая ее и объединяясь, женщины меняют мир и расширяют горизонты возможностей не только для себя, но и для будущих поколений.