«На смену малому бизнесу пришли сетевые магазины и кафе»

Как благоустройство центральных улиц Москвы изменило стрит-ритейл, рассказывает руководитель Центра городской экономики КБ «Стрелка» Елена Короткова

Фото: iStock.com

После реализации программы благоустройства улиц в центре Москвы («Стрелка» перестала работать над проектом в 2017 году, проект действует дальше, используется разработанная конструкторским бюро методология. — Прим. +1) мы проводили интервью с предпринимателями и собственниками заведений с целью узнать их мнение об организационной составляющей. Ответы были разные. Кто-то узнавал о программе заранее благодаря объявлениям на входе в заведение, которые развешивали городские службы, кого-то просили прийти в управу и официально сообщали о запуске программы. А кто-то узнавал о ней по факту — при виде перекрытых для проведения ремонтных работ фасадов. У нас сложилось впечатление, что оповещали тех, кто более внимательно относится к городским проблемам. На второй год реализации программы (2016-й. — Прим. +1) процесс шел поступательно, и возникла системность: была проведена публичная информационная кампания.

Изначально было понимание, что в долгосрочной перспективе бизнес выиграет от этих преобразований. Во-первых, благодаря расширению тротуаров у многих ресторанов и кафе появилась возможность оформлять уличную территорию и открывать веранды. Во-вторых, увеличенный пешеходный поток создал дополнительный спрос на услуги компаний, работающих на благоустроенных улицах.

В краткосрочном периоде необходимо было предусмотреть меры поддержки бизнеса. Многие предприниматели отвечали, что ожидали заблаговременного предупреждения о благоустройстве и возможных проблемах в ближайшие три месяца, когда идет активное строительство. По мнению бизнесменов, собственники могли предоставить арендные каникулы и снизить ставки на время строительных работ.

В частности, представители бизнеса говорили: «Если бы нам сообщили о реализации программы хотя бы за полгода до ее начала, мы бы успели подстроиться и внести поправки в свои финансовые модели: где-то сэкономили, сами провели ремонт». Действительно, пока улицы благоустраивают и у стрит-ритейла уменьшается поток посетителей, в заведении можно сделать ремонт. Таким образом, арендатор потеряет меньший объем выручки.

Представители магазинов люксового сегмента жаловались на отток клиентов, которые приезжали к ним на машинах: в результате реорганизации парковочных мест посетители не могли добраться до места привычным образом.

Труднее всего пришлось предпринимателям, у которых были единственные кафе, ресторан или магазин. Если сетевые бренды достаточно сильны, чтобы за счет успешных торговых точек перекрыть проседание одной из них, то самостоятельные заведения не имеют такой возможности. Поэтому проблемы в виде внепланового уличного ремонта и падения спроса ведут к тому, что их финансовая модель начинает давать серьезные сбои. Как правило, брендовые магазины покидали улицы, попавшие под программу благоустройства, им на смену приходили сетевые магазины и кафе. Заведения общепита стали более востребованными, чем до благоустройства. Из-за того, что улицы стали более удобными для прогулок, не только вырос поток пешеходов, но и изменились их потребности. Людям все чаще хочется зайти пообедать в кафе, почитать книгу, купить йогурт или кофе, поэтому стало больше запросов на форматы заведений с быстрой недорогой едой.

В результате предприниматели, которые не «перетерпели» эти три месяца и вынуждены была закрыться, оценили проект благоустройства весьма негативно. В то же время на вопрос, стала ли программа единственным фактором, повлиявшим на закрытие бизнеса, собственники говорили, что были и другие причины. На наш взгляд, на уход некоторых представителей бизнеса повлияли общие экономические процессы, не связанные с благоустройством. Например, закрытие отделения банка на центральной улице может быть обусловлено внутренней оптимизацией.

Часть торговых точек закрылась из-за ухода клиентов, привыкших по-другому пользоваться улицей. Между тем многие сети общепита стали встраивать благоустройство в свою стратегию. Руководители стали изучать, какие улицы будут благоустраивать, и арендовать на них помещение, синхронизировать свой ремонт с ремонтом улицы, чтобы открыться на обновленной улице в первый же день. Такие заведения имели большой успех, ведь это и есть разумная реакция на то, что делает город.