Онлайн для всех

Почему бизнес должен адаптировать интернет-ресурсы к потребностям людей с инвалидностью

Фото: iStock

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире живет более 1 млрд людей с инвалидностью — около 15% от всего населения. Многие из них — активные и платежеспособные интернет-пользователи, однако далеко не все сайты адаптированы под их потребности. Сложная навигация, нечитаемый текст, несовместимость интерфейса с ассистивными устройствами — это лишь некоторые из проблем, с которыми можно столкнуться в сети. Эксперты уверены, что компании, уделяющие внимание доступности своих ресурсов, способствуют формированию инклюзивной среды и имеют больше шансов на коммерческий успех.

В России, как сообщает компания digital-консалтинга AIC со ссылкой на данные Росстата, в доступных веб-сервисах нуждаются около 48 млн человек: 37 млн людей пенсионного возраста и 11 млн людей с инвалидностью. В мае — июле 2020 года AIC при поддержке портала для пожилых людей «Баба-Деда» (сервис, предоставляющий актуальную информацию по услугам для представителей старшего поколения) и исследовательского агентства TIBURON Research провели опрос, чтобы узнать, какую выгоду могут принести бизнесу доступные онлайн-сервисы. В нем приняли участие 480 человек в возрасте от 18 до 83 лет: 295 женщин и 192 мужчины. Около 350 респондентов при использовании компьютеров и мобильных телефонов прибегают к помощи ассистивных устройств, не требующих специальных версий сайтов и приложений. Это увеличители текста, брайлевские дисплеи, джойстики, роллеры (альтернатива компьютерной мыши) и другие.

Более 60% участников опроса трудоспособного возраста (18–59 лет) имеют работу. Цифра значительно отличается от данных Росстата, согласно которым уровень занятости данной категории населения составляет 18,7%. Это связано с тем, что исследователи учитывали не только постоянно трудоустроенных, но и тех, кто занят временно и неофициально. Кроме того, опрашивали только людей с сенсорной и двигательной инвалидностью, имеющих базовые навыки работы с электронными устройствами. Люди с другими нарушениями в опросе не участвовали.

Исследователи заметили ярко выраженную корреляцию: чем чаще человек использует гаджеты в повседневной жизни, тем выше для него вероятность найти работу. Они обнаружили, что люди старшего возраста и люди с инвалидностью активно пользуются популярными в стране ресурсами: сервисами Яндекса и Google, ВКонтакте, YouTube, WhatsApp, Facebook, Одноклассниками, СберБанком и другими. При этом их цифровое поведение не отличается от поведения остальных пользователей. Например, во время карантина работающие люди с инвалидностью чаще заказывали готовую еду, а неработающие — продукты из магазинов.

Доступность — это выгодно

Однако доступность сайтов в России, по словам экспертов, по-прежнему находится на низком уровне. Среди основных проблем в AIC выделяют сложную навигацию, неконтрастный шрифт или шрифт маленького размера, а также некорректно написанный код — из-за этого люди, использующие ассистивные устройства, могут не понять, какие функции выполняют те или иные кнопки. Эксперты рекомендуют компаниям не забывать об особых потребностях пользователей на этапе разработки продукта — в этом случае впоследствии не придется вносить кардинальных изменений. «Версия сайта или мобильного приложения может и даже должна быть одна, главное — учесть базовые элементы доступности вроде контрастных шрифтов и цветов, интуитивно понятной навигации», — говорит руководитель практики Human Experience в компании AIC Валерия Курмак. Она добавляет, что доступные продукты нужны не только людям с инвалидностью. Например, молодые мамы, которые держат одной рукой ребенка, равно как и человек без руки, должны иметь возможность сделать онлайн-заказ или оплатить счета.

Авторы исследования также говорят о том, что компании, которые не предоставляют людям с инвалидностью доступа к своим ресурсам, лишаются значительной части платежеспособных клиентов. «Миф о том, что аудитория старшего возраста покупает все самое дешевое и покупает мало, повсеместный. Однако, согласно исследованию Gfk Russia в марте 2020, порядка 21% всего рынка FMCG (товары повседневного спроса. — Прим. Plus-one.ru), а это 2 трлн рублей, пришлось только на те домохозяйства, которые полностью состоят из людей старшего возраста, — говорит основатель портала „Баба-Деда“ Анастасия Лазибная. — А ведь есть еще и смешанные семьи, где старшие родственники также вносят свою долю в потребительский рынок России. При этом у старшего поколения нет значимого перекоса в сторону более дешевых брендов, как ожидали бы многие».

На то, что люди с ограничениями по здоровью могут увеличить финансовые показатели бизнеса, указывают и результаты исследования британского проекта Click-Away Pound. Оно показало, что покупательная способность онлайн-пользователей с инвалидностью — а их в Великобритании проживает 10 млн — оценивается в £24,8 млрд ($32,7 млрд). Более 7,1 млн из этих людей (на 1 млн больше, чем в 2016 году) нуждаются в том, чтобы сайты имели адаптивный дизайн. 69% таких пользователей уходят с сайта, если он неудобный. В результате бизнес теряет порядка £17,1 млрд ($22,5 млрд) в год. Выяснилось также, что 86% людей с инвалидностью готовы тратить больше денег на покупки на сайтах, если бы они были лучше адаптированы к их нуждам. Для 75% доступность ресурсов имеет более важное значение, чем цены на товары.

Брайлевский дисплей отображает текст в виде символов азбуки Брайля. С помощью этого устройства слабовидящие и незрячие люди могут пользоваться современными компьютерами и смартфонами
Брайлевский дисплей отображает текст в виде символов азбуки Брайля. С помощью этого устройства слабовидящие и незрячие люди могут пользоваться современными компьютерами и смартфонами
Фото: iStock

Доступность — это безопасно

Между тем у компаний, которые не работают над адаптированием сайтов под особые потребности людей с инвалидностью, могут возникнуть юридические проблемы. Так, в 2016 году житель США Гильермо Роблес, имеющий нарушения зрения, подал в суд на компанию Domino’s Pizza. Покупатель не смог самостоятельно изменить параметры заказа ни на веб-сайте, ни в приложении из-за того, что там отсутствовало специальное звуковое сопровождение. Кроме того, ему не удалось воспользоваться скидкой. В 2017 году суд отклонил иск, сославшись на то, что в стране не существует обязательных стандартов для онлайн-сервисов. Но мужчина обжаловал это решение, заявив, что его права защищаются принятым в 1990 году законом «Об американцах с ограниченными возможностями здоровья» (Americans with Disabilities Act, ADA). В соответствии с ним все общественные места должны быть адаптированы к потребностям людей с инвалидностью. В 2019 году Апелляционный суд девятого округа США постановил, что компания должна сделать свои веб-ресурсы доступными для слабовидящих. В суде объяснили, что люди, которые не могут воспользоваться онлайн-сервисами, лишаются доступа к физической пиццерии, которая является общественным местом.

Похожее решение американский суд вынес в отношении сети супермаркетов Winn-Dixie. В 2016 году Хуан Карлос Гил, имеющий нарушения зрения, подал иск в суд. Он заявил, что при использовании программного обеспечения JAWS (Job Access With Speech) для озвучивания текста с экрана не работала большая часть вкладок сайта. Информация о том, когда ситуация изменится, на онлайн-ресурсе отсутствовала. В суде признали, что магазины — это места общественного пользования, а значит, касаются требования ADA. Winn-Dixie обязали сделать сайт более доступным, компания выделила на это $250 тыс.

По мнению Гала Визеля, директора по маркетингу онлайн-платформы accessiBe (помогает адаптировать онлайн-ресурсы к потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья), многие предприятия малого и среднего бизнеса в США рискуют столкнуться с такими же проблемами. Эксперт сообщил, что в период с 2017 по 2018 год количество судебных исков, связанных с доступностью онлайн-сервисов, увеличилось на 183%. СМИ привлекают к этой проблеме все больше внимания, а значит, число разбирательств будет продолжать расти.

Помимо ADA, права американцев с ограниченными возможностями защищает раздел 508 (Section 508 или 508 Compliance) закона «О профессиональной реабилитации» 1973 года. Его требования распространяются на все информационно-коммуникационные технологии, которыми пользуются федеральные органы государственной власти. В апреле 2020 года в России вступил в силу стандарт «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме». Он содержит требования к адаптации сайтов для людей с особыми потребностями.

На международном уровне повышением доступности интернет-ресурсов занимается Консорциум Всемирной паутины (World Wide Web Consortium, W3C). В его состав входит рабочая группа Web Accessibility Initiative, которая создает и внедряет стандарты в области доступности веб-контента. В частности, она разработала набор рекомендаций Web Content Accessibility Guidelines (WCAG), лежащих в основе большинства законов и стандартов. Они опираются на четыре основных принципа — воспринимаемость, управляемость, понятность и надежность — и призваны сделать веб-ресурсы удобными для всех людей, независимо от их возможностей.