Ответственное посредничество

Как тренды устойчивого развития влияют на ритейл

Фото: iStock.com

Во всем мире, особенно в развивающихся странах, растут темпы потребления товаров и услуг. С одной стороны, потребительский бум способствует развитию мировой экономики, но с другой — оказывает серьезную нагрузку на окружающую среду. На решение этой проблемы направлена одна из целей в области устойчивого развития ООН (ЦУР) — «Цель 12: Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства». Важную роль в ее достижении могут сыграть компании сферы розничной торговли. Они выступают связующим звеном между покупателями и производителями и могут влиять на качество продукта и условия производства.

Меньше — лучше

Специалисты Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) подчеркивают, что стремление ритейлеров к устойчивому развитию приносит выгоду не только обществу и окружающей среде, но и им самим. Предлагая потребителям качественные и экологически безопасные продукты, они повышают лояльность к брендам и становятся более конкурентоспособными. С этим соглашается Бенджамин Крудо, основатель и генеральный директор монреальского диджитал-агентства Diff, специализирующегося на электронной коммерции. «Мы достигли переломного момента, когда компании, ставящие вопросы экологии на первый план, не просто добиваются лояльности потребителей, но получают серьезное рыночное преимущество», — подчеркивает он. Однако на пути к устойчивому развитию ритейлеры сталкиваются с довольно парадоксальной ситуацией: они получают прибыль от продаж, но при этом должны бороться с чрезмерным потреблением. Бенджамин Крудо уверен, что розничные компании смогут сохранить рентабельность благодаря клиентам, которые «готовы платить больше, но покупать меньше».

Число таких клиентов в последнее время только растет. Так, согласно докладу аналитической компании Nielsen более 40% покупателей согласны переплачивать за органическую продукцию, а 38% — за ту, что изготовлена из экологически чистых материалов. Еще 30% респондентов заплатят больше за товары, произведенные социально ответственными компаниями. При этом почти половина (46%) опрошенных заявили, что не станут обращать внимания на марку товара, если он произведен в соответствии с принципами устойчивости. Как отмечают в Nielsen, это открывает большие возможности для молодых компаний. «Устойчивое развитие — это способ показать потребителям, что вы слушаете их, заботитесь об их потребностях и задумываетесь о том, как вы производите для них продукцию», — говорит старший вице-президент по вопросам ответственности и устойчивого развития аналитической компании Nielsen Кристал Барнс.

Кроме того, внедрение принципов устойчивого развития может помочь ритейлерам привлечь молодых потребителей, для которых важно, чтобы производители товаров разделяли их взгляды. Это подтверждает исследование аналитической платформы Euclid, принадлежащей компании, которая владеет международной сетью коворкингов WeWork. По его данным, в США 52% представителей поколения Y, или миллениалов, родившихся в период с 1981 по 1996 год, чувствуют, что их ценности совпадают с ценностями компаний, продукцию которых они выбирают. Это разделяют и 48% представителей поколения X, появившихся на свет в период с 1960-го до начала 1980-х годов. При этом среди «беби-бумеров», чье рождение пришлось на 1950-е годы, с этим утверждением согласились лишь 35% респондентов.

По мере развития рынка тренд на осознанное потребление постепенно формируется и в России. Еще одно исследование Nielsen показало, что 79% россиян согласны платить больше за органические или натуральные продукты по сравнению с 75% европейцев. Переплачивать за товары, производители которых соблюдают принципы устойчивого развития и социальной ответственности, готовы 77% и 67% российских потребителей соответственно. При формировании ассортимента и цен на продукцию ритейлеры должны принимать во внимание эти тенденции, уверены эксперты Nielsen. «Понимание того, в каких категориях потребитель готов заплатить больше, позволяет эффективнее работать с продуктовым предложением», — подчеркивают они.

Согласно результатам опроса НП «Экологический союз» и Экобюро GREENS, 49,8% жителей России обращают внимание на этические аспекты производства: отказ от тестирования на животных, справедливые условия труда работников и другие. Главным признаком экологичности продукта, по мнению 78,6% респондентов, служит экомаркировка. При этом в специальных знаках разбираются лишь 23,4% опрошенных. Это, по мнению авторов опроса, указывает на то, что ритейлеры должны заниматься просветительской деятельностью. В ЮНЕП также считают, что розничные компании должны работать над повышением экологической осознанности покупателей. Например, они могут предлагать клиентам многоразовые сумки, консультировать их по вопросам утилизации упаковки или открывать пункты сбора старых батареек.

Фото: iStock.com

Эксперты международной консалтинговой компании «Делойт» отмечают, что под влиянием покупателей рынок все больше ориентируется на устойчивое развитие. «В ответ на внешние запросы появляются новые форматы, понятные ответственному потребителю, например небольшие магазины без упаковки. Но и крупные российские бренды также начинают трансформироваться. С точки зрения репутационных рисков, бренду „безопаснее“ сфокусироваться на одном проекте (оценив воздействие и проверив партнеров), чем получить клеймо „гринвошинг“», — отмечает менеджер группы оказания услуг в области устойчивого развития компании Елизавета Устиловская.

Так, свою программу для достижения целей в области устойчивого развития разработали в компании Х5 Retail Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). Стратегия основана на вкладе в четыре ЦУР: ликвидация голода, хорошее здоровье и благополучие, достойная работа и экономический рост, а также ответственное потребление и производство. Аналогичный документ в 2020 году приняли в компании «Магнит», определив приоритетом работу по достижению семи ЦУР: хорошее здоровье и благополучие, чистая вода и санитария, недорогостоящая и чистая энергия, достойная работа и экономический рост, уменьшение неравенства, ответственное потребление и производство, партнерство в интересах устойчивого развития.

Кроме того, крупнейшие торговые сети России, включая Х5 Retail Group, «Магнит», «Азбуку Вкуса», «Ленту», «М.Видео-Эльдорадо», Wildberries и другие, в прошлом году подписали Меморандум об устойчивом развитии. Инициативу поддержали Ассоциация компаний розничной торговли и Ассоциация компаний интернет-торговли, а также Всемирный фонд дикой природы. Компании намерены продвигать экологически безопасные товары среди потребителей, а также запускать проекты по экологизации отрасли.

Системный подход

В «Делойт» в СНГ отмечают, что торговые сети стремятся более тщательно отслеживать не только качество, но и происхождение продукции, включая соблюдение экологических и социальных стандартов в производственных процессах по всей цепочке поставок.

«Бизнесу необходимо балансировать между интересами разных сторон. Системное внедрение принципов устойчивого развития во все бизнес-процессы позволяет решать эту задачу в долгосрочной перспективе. Вовлечение партнеров и постоянный диалог — безусловный признак растущего уровня зрелости рынка»

Елизавета Устиловская, менеджер группы оказания услуг в области устойчивого развития «Делойт» в СНГ Елизавета Устиловская, менеджер группы оказания услуг в области устойчивого развития «Делойт» в СНГ

Среди ключевых участников диалога — поставщики, с которыми важно правильно выстроить отношения. Инструменты взаимодействия могут быть разными, начиная от обучения представителей сторонних компаний и заканчивая предъявлением жестких требований к производственному процессу и конечному продукту. Уже сейчас большинство европейских ритейлеров стремятся работать с поставщиками, которые сокращают количество отходов, используют возобновляемые источники энергии, обеспечивают справедливые условия труда для сотрудников и принимают другие меры для снижения своего негативного воздействия. К такому выводу пришли эксперты из Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО (International Trade Center, ITC), которые провели опрос среди 550 ритейлеров во Франции, Германии, Италии, Нидерландах и Испании.

Более трех четвертей опрошенных (76%) обязались в ближайшие годы повысить долю ответственных поставщиков или увеличить количество продаваемых товаров, произведенных в соответствии с принципами устойчивого развития. Наибольшее количество ритейлеров, взявших на себя подобные обязательства, находятся в Германии и Нидерландах. «Мы работаем только с ответственными рыболовными сообществами, которые уважают природу и не истощают рыбные запасы, — рассказал один из участников опроса, продавец морепродуктов из Нидерландов. — Мы предлагаем им рыночные условия, справедливую цену и долгосрочное сотрудничество». Почти все опрошенные (92%) прогнозируют, что в ближайшие пять лет продажи товаров, произведенных с учетом принципов устойчивого развития, будут расти. Три четверти компаний ожидают, что этот рост превысит 10%.

Еще одна заинтересованная сторона — сотрудники, на долю которых приходится значительная часть трудовых ресурсов государства. По данным Росстата, только продавцов в России насчитывается 5,7 млн из 72,5 млн всего занятого населения страны. Ответственный ритейлер должен обеспечивать безопасность, равенство, справедливую оплату труда и соблюдение других прав не только работникам магазинов, но и тем, кто работает на производителей и подрядчиков. Владельцы предприятий розничной торговли также должны стремиться к повышению прозрачности поставок и подотчетности. Так они смогут привлекать инвесторов, заинтересованных в устойчивом возврате вложений, и соответствовать требованиям регуляторов, которые берут на себя обязательства по достижению целей устойчивого развития.

Помимо прочего, ритейлерам необходимо контролировать экологическое и социальное воздействие внутренних операций, в том числе в самих магазинах, на складах, в распределительных центрах и центрах обработки данных, в области логистики. Например, можно использовать энергосберегающее оборудование, принимать меры по сокращению отходов, реализовывать программы по переработке тары. Добиться этого, как считают в ЮНЕП, поможет внедрение системы экологического менеджмента.

Ритейл, как обращают внимание в «Делойт» в СНГ, занимает уникальную позицию, взаимодействуя с различными производителями и имея возможность влиять на формирование культуры ответственного потребления. Для того чтобы быть успешным, компаниям сектора необходимо поддерживать постоянный диалог и межотраслевое взаимодействие.

Как выстраивать взаимоотношения участникам процесса

Дизайн: Юлия Дорофеева