11.11.2020
Партнерский материал
Экономика

«Ответственное производство и потребление — это создавать больше из меньшего количества ресурсов»

Как Schneider Electric меняет себя, своих клиентов и мир

Фото: iStock

Перестроить бизнес в соответствии с концепцией устойчивого развития и получать от этого прибыль — посильная задача, считает старший вице-президент, директор по вопросам окружающей среды компании Schneider Electric (предоставляет цифровые решения в области управления электроэнергией и автоматизации) Ксавье Уо. Топ-менеджер рассказал Plus-one.ru, как амбициозные цели по борьбе с изменением климата способствуют инновационному развитию самой компании, а также ее поставщиков и клиентов.

— Как долго вы работаете в Schneider Electric? Когда компания впервые задумалась об устойчивом развитии?

— Я пришел в Schneider Electric 6 лет назад, после 25-летнего опыта работы в консалтинге в разных странах. Свой путь к устойчивому развитию компания Schneider Electric начала почти 20 лет назад, в начале 2000-х. Такое видение с собой принес Жан-Паскаль Трикуар (главный исполнительный директор Schneider Electric с 2006 года. — Прим. Plus-one.ru). При нем стали активно внедряться подходы, направленные на устойчивое развитие. Именно Трикуар осознал, что оно не только важно с точки зрения корпоративной социальной ответственности, но это еще и возможность внедрять инновации, вести бизнес по-другому, иначе организовывать производство. Проще говоря, нам потребовалось пятнадцать лет, чтобы оказаться там, где мы сегодня.

— Какие Цели устойчивого развития (ЦУР) приоритетны для Schneider Electric?

— Последние 3–4 года все наши ключевые программы в области устойчивого развития привязаны к ЦУР (17 целей, принятых государствами — членами ООН в 2015 году. — Прим. Plus-one.ru). Если нужно выделить три приоритетных цели, то я бы отметил ЦУР 13 (Борьба с изменением климата), ЦУР 12 (Ответственное производство и потребление), где мы фокусируемся на экологичных цепочках поставок и циклической экономике, и ЦУР 7 (Недорогостоящая и чистая энергия). Конечно, мы работаем и в других направлениях, но борьба с климатическими изменениями и повсеместное обеспечение эффективности потребления ресурсов легли в основу нашей миссии.

Наша компания не только стремится достичь углеродной нейтральности, но еще и разрабатывает технологии, которые позволят нашим клиентам, будь то центры обработки данных или промышленные предприятия, значительно снизить свои выбросы (на протяжении 2018–2020 годов удалось избежать выброса 120 млн т CO2). Ответственное производство и потребление — это стремление производить больше из меньшего количества ресурсов, то есть быть ресурсоэффективными. Срок эксплуатации многих наших продуктов 10, 15, 30 лет. А мы работаем над тем, чтобы продлить срок их жизни еще на 5–10 лет или более за счет ремонта, переоборудования и модернизации. Наконец, около 15 лет назад Schneider Electric разработала решение по обеспечению солнечной энергией, которое сегодня используется в миллионах домов.

— Schneider Electric обязалась сократить выбросы CO2 и стать углеродно-нейтральной во всей цепочке к 2040 году, что на 10 лет быстрее, чем прописано в Парижском соглашении. Почему вы поставили такую цель? Каковы основные способы ее достижения?

— Это дерзко и смело. Мы осознаем вызов, который стоит перед нами. В течение последних месяцев мы много говорили на эту тему, и в конце концов Жан-Паскаль Трикуар решил ускорить темпы декарбонизации компании. Мы уверены, что в этом есть острая необходимость. Кроме того, с 2020 года ООН объявила «Десятилетие действий для достижения глобальных целей». Мы должны достичь ЦУР как можно скорее, так как все мы несем ответственность за климатические изменения. Schneider Electric хочет быть среди тех компаний, которые заботятся о будущем. Поэтому среди наших клиентов компании, которые также стремятся стать углеродно-нейтральными, в этом же мы должны убедить и наших поставщиков.

Такой подход способствует инновационному развитию. Каждые три года компания ставит перед собой долгосрочные цели. Это каждый раз дерзко, и все задаются вопросом, как достичь результата. Например, мы используем низкоуглеродные технологии и экономим ресурсы на производстве: 13 наших площадок уже достигли нулевых выбросов углерода, а на 193 заводах организовано безотходное производство. Говоря коротко, нами движут ответственность, возможности и четкое осознание острой необходимости — все это способствует нашему развитию.

— Каковы основные способы достижения этой цели?

— На наше собственное производство и процессы приходится примерно 400 тыс. т выбросов СО2 в год. Чтобы повысить эффективность потребления ресурсов и ускорить декарбонизацию процессов, Schneider Electric стала «тройным участником» инициатив RE100, EP100 и EV100 компании Climate Group. Это значит, что за десять лет компания повысит энергоэффективность дважды, доля возобновляемых источников энергии достигнет 100% (сегодня эта цифра — 80%), а все корпоративные транспортные средства Schneider Electric станут электрическими. Почти 10% нашего углеродного следа приходится на наших поставщиков, так как мы покупаем у них медь, алюминий, пластик, электронику. Это около 8 млн т СО2 в год. Перед нами стоит двойная задача: во-первых, мы вовлекаем наших клиентов в декарбонизацию и, во-вторых, работаем с поставщиками, использующими экологичное сырье. Это, например, переработанные материалы, низкоуглеродистые металлы и так далее. Исследования и разработка играют большую роль в сфере сокращения углеродного следа наших клиентов, так как с каждым годом мы стремимся делать наши продукты и решения все более энергоэффективными. Мы хотим убедить наших клиентов направлять усилия на эффективное потребление ресурсов, электрификацию, декарбонизацию, переход на возобновляемые источники энергии. Конечно, после всех наших усилий может остаться несколько тонн выбросов СО2 — в таком случае мы будем их компенсировать. Нам еще предстоит определить, как именно: с помощью инвестиций в ВИЭ, например, или посадки лесов.

Старший вице-президент, директор по вопросам окружающей среды энергомашиностроительной компании Schneider Electric Ксавье Уот
Старший вице-президент, директор по вопросам окружающей среды компании Schneider Electric Ксавье Уо
Фото предоставлено Schneider Electric

— Каковы основные показатели, по которым вы отслеживаете прогресс по ЦУР?

— У компании есть Schneider Sustainability Impact — это 21 показатель, по которым оценивается прогресс. Менеджмент компании отчитывается об успехах каждые три месяца. Если 3 года назад в нашем портфолио было только 2% ВИЭ, то сейчас это уже 80%. Два-три года назад мы не знали, насколько сокращается потребление первичных ресурсов за счет наших услуг, связанных с экономикой замкнутого цикла. Сейчас мы точно знаем, что за три года мы сэкономили 100 тыс. т первичных ресурсов. Все потому, что мы модернизируем имеющиеся активы, направляем на перепроизводство или переработку уже использованные, вместо того чтобы производить и продавать новые продукты, сделанные из первичных ресурсов.

Есть и многие другие показатели, по которым нам удалось добиться прогресса. Каждые три года энергоэффективность повышается на 10–12%, и сегодня у нас уже 13 заводов и зданий с нулевыми выбросами. Не всегда удается добиться поставленных целей по всем показателям, иногда получается лишь приблизиться, но мы стараемся, и на данный момент мы уже перевыполнили наши цели на 2020 год.

— Эксперты Schneider Electric подсчитали, что внедрение технологий, разработанных компанией, способно отодвинуть Всемирный день экологического долга на 21 день. То есть технологии одного разработчика дают Земле дополнительные три недели. Предлагаете ли вы своим клиентам внедрять подобные технологии? Как преодолеть инертность организаций?

— Примерно 18 месяцев назад наши клиенты, которые стремились стать углеродно-нейтральными, стали все чаще приглашать нас на встречи для обсуждения возможностей декарбонизировать их процессы быстрее. Крупные промышленники, гиганты IT-отрасли — они решили это ускорить. Возможно, люди осознали, что климат меняется быстрее, чем мы думали. Они также видели детей и подростков на улицах — это многих тронуло. Бизнес следил за лесными пожарами, после пришла пандемия. Компании, а точнее люди, работающие в этих компаниях, захотели сделать мир лучше. Но еще сработал объединяющий эффект: бизнес осознал, что если производство и продукты будут углеродно-нейтральными, то он от этого выиграет и станет более жизнеспособным, прибыльным и устойчивым. Ведущие предприниматели из разных отраслей поняли, что устойчивое развитие — это реалистично и реализуемо. В то же время остаются компании, которые считают, что разговоры об устойчивом развитии нужны только для корпоративных отчетов и собраний совета директоров. Но их число уменьшается.

— Считаете ли вы, что устойчивое развитие может быть прибыльным?

— Настоящая трансформация должна приносить деньги, должна быть прибыльной. Есть два направления. Первое — это корпоративная социальная ответственность. Компании должны делать правильные вещи: заботиться о местных сообществах, быть этичными, пресекать дискриминацию. Это нужно, но это не меняет сложившуюся ситуацию. Поэтому нам нужно работать по второму направлению: переводить процессы и бизнес на низкоуглеродную, высокоэффективную с точки зрения потребления ресурсов модель, — именно это направление должно быть прибыльным и способствовать процветанию и росту. Как? Возьмем, например, ресурсоэффективность. Это то, что сохраняет деньги компании. Циклическая экономика — это волшебный инструмент, который позволяет выстраивать долгосрочные, даже пожизненные отношения с клиентами, помогает бизнесу повысить свою устойчивость во время кризиса. А еще он хорошо влияет на планету!

— Каким вы видите мир через несколько лет?

— Я вижу мир, где сотрудничество, коллаборация станут нормой, придет осознание того, что вместе мы сильнее. Коронавирус вызвал много эмоций, но и также позволил странам, корпорациям, людям сотрудничать. Это моя мечта, и я надеюсь, что сейчас она воплощается в жизнь. Молодые люди сегодня намного образованнее в этих сферах, чем предыдущие поколения, они действительно хотят изменить мир. Но, конечно, я обеспокоен медленной скоростью изменений: до сих пор у многих людей нет доступа к электричеству и чистой воде.

— Как вы бы описали будущее в трех словах?

— Директор Schneider Electric всегда использует три слова: save, electrify, decarbonize, что значит энергоэффективность, электрификация и декарбонизация. Я также использую слово humanize. Это значит, что мы должны действовать вместе и действовать решительно. Я считаю, что нам нужно изменить то, как сейчас устроены некоторые бизнес-модели, и совершить переворот в глобальной экономике.