«Переработка ПЭТ — основа новой экономики»

Дмитрий Дацина, председатель совета директоров ОП «Европласт», рассказал о том, как связаны рынок пластиковых бутылок и раздельный сбор отходов в России

Фото предоставлено ОП «Европласт»

Каждую минуту в мире покупают более 1 млн пластиковых бутылок из полиэтилентерефталата (ПЭТ), и лишь небольшая их часть будет переработана, остальные превратятся в мусор. В обществе, где развивается ответственное потребление, переработка ПЭТ — один из главных механизмов новой экономики.

Вопрос переработки ПЭТ-отходов важен для нашей страны, где пока в основном потребляют т. н. первичный пластик. Емкость рынка пластиковой упаковки в России оценивается примерно в 640 тыс. тонн в год. Сектор безалкогольных напитков занимает больше половины этого рынка (55%), остальное приходится на пиво (18%), молоко (13%) и масляную продукцию (8%).

Безусловное мировое лидерство по переработке ПЭТ-сырья сегодня за Европой. К примеру, к 2025 году 25% всех бутылок в ЕС будет производиться из восстановленного полиэтилентерефталата. Это очень смелый шаг, требующий как от бизнеса, так и от регулирующих органов сложной подготовительной работы. Подобные инициативы есть и в России, но они требуют принятия правовой концепции экологического предпринимательства и поэтапного перехода на раздельный сбор отходов на территории всей страны.

Фото предоставлено ОП «Европласт»

У «Европласта» есть собственный завод — «Пларус» — по переработке ПЭТ-бутылок в восстановленный гранулят. Мы запустили его более 10 лет назад. Это единственный завод в России, производящий гранулярно-ресайклинговый ПЭТ пищевого назначения. На предприятие привозят использованные ПЭТ-бутылки, и, используя технологию bottle-to-bottle, их перерабатывают в восстановленный гранулят. Он идет на производство аналогичных новых бутылок. А поскольку наша компания производит ПЭТ-преформы и бутылки, получается замкнутый цикл процессов.

Фото предоставлено ОП "Европласт"

Многие компании в России уже придерживаются ответственного подхода при ведении бизнеса и используют восстановленное сырье в своих упаковках. Процент ввода восстановленного гранулята колеблется от 10 до 100%. Например, Unilever летом запустил производство «Лесного бальзама» в прозрачной упаковке на 100% из вторичного сырья. Компания организовала горячую линию, где специалисты могут проконсультировать потребителей по вопросам безопасности упаковки пищевого назначения из восстановленного ПЭТ.

Другие примеры: Coca-Cola уже протестировала возможность использования 20% восстановленного сырья в продукции, PepsiCo также планирует потреблять от 10 до 30% такого сырья в упаковке. Bavaria уже использует 10% восстановленного сырья. Не отстают и российские холдинги. Так, ПЭТ-упаковку воды «Ессентуки» планируется делать на 100% из восстановленного сырья, она уже тестируется на нашем предприятии. А один из крупнейших российских производителей пива и безалкогольных напитков — завод «Трехсосенский» — поставил себе цель довести объемы восстановленного ПЭТ в упаковке до 30% к 2025 году.

Фото предоставлено ОП «Европласт»

Я уверен, что это направление будет развиваться и дальше, но для этого всем нам нужно многое сделать. Во-первых, законодательная база должна учитывать интересы как бизнеса, так и общества. Именно производители товаров являются необходимым заинтересованным звеном в цикле обращения тары. За счет возможности снижения экосбора у них формируется потребность в упаковке из вторичного сырья. А это, в свою очередь, мотивирует развитие отрасли переработки и процессы раздельного сбора мусора. Если экосбор начнут взимать с производителей упаковки, то цепочка разорвется.

Во-вторых, новым компаниям-переработчикам нужен постоянный контроль за качеством продукции. Доказать транснациональным компаниям свою эффективность можно, лишь пройдя многочисленные тесты в международных лабораториях. Только при соблюдении этих условий возможно развитие индустрии ПЭТ-переработки в стране. Завод «Пларус» это подтверждает многолетним опытом.

Общество стало задумываться об ответственном потреблении давно, еще с конца 80-х годов. Формулировка «устойчивое развитие» появилась в 1987 году в докладе «Наше общее будущее», который подготовила комиссия ООН по окружающей среде и развитию. Ее суть заключается в том, чтобы нынешнее поколение учитывало интересы будущего. Мне, как и всей компании «Европласт», эта концепция всегда была близка, ведь если мы будем бережнее относиться к ресурсам нашей планеты, то будущие поколения будут нам благодарны. Думаю, наши дети достойны жизни в экологически чистом и технологически развитом мире, и осознание того, что мы можем такой мир предложить, — главная награда за наш труд.