Плати и лети

Объем рынка мирового космического туризма в период с 2021 по 2026 год будет расти в среднем на 16,3% в год и к концу 2026 года превысит $2,1 млрд, прогнозируют аналитики из компании Market Reports World. По мере развития техники будет снижаться стоимость полетов, и в будущем, как отмечают эксперты, космический туризм станет доступным для широкого круга людей. Уже сейчас почувствовать себя космонавтом можно, заплатив $250 тыс., хотя первому частному путешественнику пришлось отдать за полет $20 млн.

Фото: iStock.com

С чего все начиналось

В 1984 году президент США Рональд Рейган объявил о запуске программы «Учитель в космосе» (Teacher in Space) с целью стимулировать общественный интерес к вопросу освоения космического пространства. Для этого на земную орбиту планировалось отправлять непрофессиональных астронавтов — школьных учителей, отобранных Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) на конкурсной основе. Такой шанс выпал учительнице старших классов Кристе Маколлиф. Полет осуществлялся на шаттле Challenger, который стартовал 28 января 1986 года и взорвался на 73 секунде после запуска. С тех пор NASA больше не отправляло частных лиц в космос.

С 2001 года организацией туристических космических полетов занимается российская госкорпорация «Роскосмос» совместно с американской компанией Space Adventures. Первым космическим путешественником стал основатель американской инвестиционной компании Wilshire Associates, мультимиллионер итальянского происхождения Деннис Тито. 28 апреля 2001 года он отправился на МКС на борту российского корабля «Союз» и провел на орбите семь дней. Полет обошелся предпринимателю в $20 млн.

После Денниса Тито полеты в космос совершили еще шесть туристов: бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт (2002), американский миллионер Грегори Олсен (2005), американская предпринимательница Ануше Ансари (2006), один из основателей компании Microsoft Чарльз Симони (2007, 2009), американский программист Ричард Гэрриот (2008) и канадец, владелец цирка Cirque du Soleil Ги Лалиберте (2009). В 2011 году NASA закрыло свою программу «Спейс шаттл» (Space Shuttle), в рамках которой многоразовые пилотируемые космические шаттлы доставляли людей и грузы на низкие околоземные орбиты и обратно на Землю. На российские корабли резко увеличилась нагрузка, из-за чего Россия перестала организовывать коммерческие полеты. Исключением в 2015 году должна была стать британская певица Сара Брайтман, однако она отказалась по семейным обстоятельствам.

Планы на будущее

Снимок Луны, сделанный американским астронавтом Скоттом Келли с МКС
Снимок Луны, сделанный американским астронавтом Скоттом Келли с МКС
Фото: NASA

Роскосмос и Space Adventures продолжают сотрудничество, и в прошлом году организации подписали контракт об отправке двух непрофессиональных космонавтов на МКС до конца 2021 года. Для туристов планируется построить отдельный корабль «Союз», которым сможет управлять один человек. Стоимость полета, как сообщили в разработавшей корабль ракетно-космической корпорации «Энергия» в декабре 2019 года, составит 2,5 млрд рублей (около $33 млн, по курсу апреля 2020 года).

Развитию космического туризма вновь начали уделять внимание и в NASA. В прошлом году ведомство представило план по коммерциализации МКС, в рамках которого частные компании смогут использовать станцию для извлечения прибыли, в том числе для производства рекламы и отправки туристов. Планируется, что запуски будут осуществляться два раза в год с помощью пилотируемых кораблей американского производства. Продолжительность одной миссии будет составлять до 30 дней; каждые сутки, проведенные туристом на МКС, будут обходиться компаниям в $35 тыс. Однако доходы от космического туризма не смогут покрыть расходы на эксплуатацию МКС, уверен руководитель финансового управления NASA Джефф ДеВитт. Он сообщил, что в настоящее время NASA тратит на обслуживание станции $3–4 млрд в год, то есть более $8 млн в день. Запуск одного космонавта на российском корабле «Союз» обходится агентству в более чем $81 млн. Все вырученные средства агентство намерено вкладывать в развитие других проектов, включая программу пилотируемых полетов на Луну к 2024 году.

Для самих туристов стоимость полетов будет еще выше, так как им придется дополнительно оплачивать трансфер и услуги оператора. Так, частная компания Axiom Space предлагает 10-дневные туры на станцию за $55 млн. В начале года компания подписала контракт с компанией SpaceX Илона Маска, которая обещает доставить первых туристов на МКС во второй половине 2021 года. Полеты будут осуществляться на корабле Crew Dragon. SpaceX также заключила соглашение со Space Adventures, в рамках которого до конца 2021 года Crew Dragon доставит на орбиту четверых путешественников. При этом корабль не будет пристыковываться к станции. Вместо этого путешественников на протяжении пяти дней будут «катать» по орбите на высоте, вдвое превышающей орбиту МКС (она составляет около 400 км. — Прим. Plus-one.ru).

При поддержке SpaceX доставлять туристов на орбиту планирует и компания Bigelow Aerospace. В каждой миссии будет четыре места, продолжительность пребывания в космосе может составлять 30–60 дней. Кроме того, в 2023 году SpaceX намерена отправить первого туриста в полет вокруг Луны на корабле Starship. Им станет японский миллиардер Юсаку Маэдзава, который даже искал себе спутницу на время космического путешествия, но потом передумал.

Быстро и дешево

Некоторые компании также работают над организацией суборбитальных полетов (полет за пределы атмосферы Земли со скоростью ниже орбитальной. — Прим. Plus-one.ru). Такие полеты занимают гораздо меньше времени, стоят значительно дешевле и не требуют специальной физической подготовки. При этом туристы могут увидеть космическое пространство и почувствовать невесомость.

Компания Virgin Galactic, основанная британским миллиардером Ричардом Брэнсоном, планировала осуществлять регулярные суборбитальные полеты еще с 2008 года. Однако реализация программы затянулась из-за крушения космического корабля во время испытаний в калифорнийской пустыне Мохаве, в результате которого один пилот погиб, а другой получил ранения. После происшествия Virgin Galactic провела ряд успешных тестовых полетов. Во время одного из них в 2018 году пассажирский космический шаттл, на борту которого были два пилота, манекен и груз, поднялся на высоту более 82 км и самостоятельно приземлился. В начале этого года стало известно, что компания намерена осуществить первые полеты в ближайшее время и уже запустила программу по подготовке непрофессиональных астронавтов. Стоимость 90-минутного полета составит $250 тыс., предоплату за билеты уже внесли 600 потенциальных пассажиров.

Билеты в космос по цене от $200 предлагает компания американского предпринимателя Джеффа Безоса Blue Origin. Полеты продолжительностью несколько минут планируется осуществлять с помощью многоразового космического корабля New Shepard, который уже прошел несколько успешных испытаний. В Blue Origin надеялись запустить туристическую программу в 2020 году.

А вы хотите в космос?

Опрос фонда «Общественное мнение» показал, что 33% россиян хотели бы отправиться в космос в качестве космического туриста. Доля желающих побывать в космосе среди молодых людей составляет 54%, среди мужчин — 43%; 65% респондентов признались, что не заинтересованы в такой возможности, 2% затруднились ответить на вопрос. Исследование проводилось в конце марта 2019 года, в нем приняли участие 1,5 тыс. респондентов из 53 субъектов РФ.