Почему люди участвуют в краудфандинговых проектах

Российская краудфандинговая платформа Planeta.ru выяснила, какова разница в мотивации российских и иностранных доноров

Фото: Unsplash

За девять лет своего существования российская краудфандинговая платформа Planeta.ru собрала почти 1,5 млрд рублей. Это не деньги крупных спонсоров или инвесторов — это пожертвования обычных пользователей, поверивших в проекты других, часто незнакомых людей. Вместе с Ассоциацией операторов инвестиционных платформ Planeta.ru изучила, почему люди готовы вкладываться в чужие инициативы. О выводах исследования Plus‑one.ru рассказала PR-директор Planeta.ru Наталия Игнатенко.

Путаница в терминах

В 2019 году сервис опросов «Анкетолог» провел исследование о перспективах развития краудфандинга в России и уровне доверия к этому явлению. Оно показало, что на тот момент лишь каждый десятый россиянин знал, что такое краудфандинг. Кстати, оказалось, что степень осведомленности четко коррелирует с уровнем дохода. Так, среди опрошенных с доходом до 10 тыс. рублей об этом механизме хорошо знали 2%, тогда как среди респондентов с доходом более 100 тыс. рублей — 31%. Тем не менее больше половины участников исследования хотели бы принять участие в краудфандинговых проектах в будущем.

Краудфандинг — это добровольное народное финансирование, когда деньги на реализацию конкретной идеи или производство нового продукта поступают от людей, заинтересованных в этих идее или продукте.

За участие в проекте донор получает вознаграждение. Наибольшее количество опрошенных исследователями «Анкетолога» (62%) отметили, что хотели бы получить за поддержку краудфандинговой кампании процент от прибыли. И здесь важно прояснить, что в профессиональной среде выделяют три типа краудтехнологий:

  • краудфандинг (от англ. crowd — толпа, funding — финансирование) — за участие в проекте человек получает нефинансовое вознаграждение: будущий продукт (книгу, календарь, гаджет), упоминание в титрах, приглашения на мероприятия и пр.;
  • краудлендинг (lending — кредитование) — без участия банков люди кредитуют бизнес. При этом они действительно дают займы под процент;
  • краудинвестинг (investing — инвестирование) — в этом случае человек не просто «одалживает» деньги бизнесу, а покупает долю в компании или ее акции.

К сожалению, эти термины регулярно путают, называя краудфандингом все три типа. И тут нужно понять, что за вклад именно в краудфандинговый проект процент от прибыли получить невозможно. Planeta.ru и подобные ей платформы работают по принципу предзаказа и безвозмездной спонсорской помощи, когда понравившийся проект можно поддержать на любую сумму без вознаграждения.

Идейные русские

Planeta.ru и Ассоциация операторов инвестиционных платформ в своем исследовании сконцентрировались только на людях, которые уже участвовали хотя бы в одном краудфандинговом проекте (32% опрошенных). 42% респондентов поддержали от 2 до 5 краудкампаний, 13% — от 6 до 10, 7% — от 11 до 20, 5% — от 21 до 99. 1% опрошенных помог финансово более чем 100 краудкампаниям. Эти цифры соотносятся с массивом данных Planeta.ru о повторных покупках. И есть ощущение, что чувство сопричастности «заразительно»: однажды испытав его, хочется поддерживать близкие по духу инициативы снова. Так, 66% отметили, что участвуют в разнообразных проектах и вне краудплатформ (на сайтах организаций или фондов), а 32% участников участвуют и в проектах на других российских и зарубежных краудфандинговых платформах.

Проводя исследование, Planeta.ru и Ассоциация операторов инвестиционных платформ хотели выяснить, что движет участниками краудфандинговых кампаний. Оказалось, что в первую очередь российские пользователи поддерживают проекты, если их цепляет идея или они хотят решить проблему, затронутую автором, — так ответили 34% опрошенных. 26% сказали, что первостепенно ориентируются на инициатора кампании, и, если он им нравится или вдохновляет их, поддерживают проект. При этом большинство участников (71%) не обращают внимания на известность или публичность автора. Их может заинтересовать и человек «без имени», не имеющий широкой аудитории. Лишь на третьем месте по популярности в вопросе о мотивации участников краудкампаний оказалось желание получить вознаграждение за поддержку — 12% респондентов выбрали этот вариант.

В подкасте «И всe-таки» гендиректор и сооснователь Planeta.ru Федор Мурачковский пояснил, что это очень отличает российский краудфандинг от зарубежного. За границей основная мотивация участников зачастую завязана на получении интересного лота, а наибольшее внимание привлекают технологические и игровые проекты. Самыми популярными категориями Planeta.ru являются «Музыка», с которой история платформы и началась (один из сооснователей Planeta.ru — бас-гитарист группы «Би-2» Макс Лакмус, площадка изначально создавалась как портал для борьбы с пиратством в музыкальной сфере), «Литература и журналистика» и «Общественные инициативы».

«Конечно, когда человек поддерживает выпуск нового диска или книги, он, как правило, их предзаказывает. Да и в категории „Общественные инициативы“ авторы часто предлагают интересные лоты — запустить проект без вознаграждений на краудфандинговой площадке в принципе нельзя, — уточнил Мурачковский. — На Planeta.ru успешно работает магазин товаров, созданных благодаря народному финансированию, мы запустили свою логистику и помогаем авторам доставлять посылки до аудитории. Если бы вознаграждения вообще не играли роли, эти сервисы просто были бы невостребованными. Но наше исследование показало, что даже для тех, кто выбирает какой-то бонус, на первом месте оказывается все-таки чувство сопричастности».

Этот вывод созвучен более раннему исследованию ученых из Канады о том, что часто люди готовы платить больше за продукты, созданные на средства от краудфандинга.

PR-директор Planeta.ru Наталия Игнатенко
PR-директор Planeta.ru Наталия Игнатенко
Фото предоставлено Planeta.ru

Демократия без посредников

В конце исследования авторы попросили участников написать свои ассоциации к слову «краудфандинг». Полученные ответы разделили на восемь условных групп:

  • связанные с финансами: финансирование толпы, сбор денег, скинуться, вскладчину, финансовая поддержка сообщества и пр.;
  • связанные с массовостью инструмента, единением: с миру по нитке, соучастие, сотворчество понимающих, взаимопомощь, единение с людьми и пр.;
  • связанные с благотворительностью и помощью: благотворительность, донат, меценатство, безвозмездная помощь, благое дело и пр.;
  • связанные с появлением нового продукта: время предзаказов, покупка, подарок, взаимовыгода, поддержка за вознаграждение и пр.;
  • связанные с сопричастностью автору или идее проекта: быть ближе к артисту, приобщение к чему-то уникальному, поддержка с чувством сопричастности, поддержать любимые издательства, демократия без посредников и пр.;
  • связанные со сложностью термина: что-то из немецкого языка, абракадабра, лучше переименовать, с трудом выговариваю, непереводимая игра слов и пр.;
  • футуристические: космос, будущее, платформа идей будущего, новый способ отношений, новый мир и пр.;
  • метафорические: погружение на глубину, подъемный кран, рука помощи, фонд толпы, поливка плодового сада и пр.

По уточнению исполнительного директора Ассоциации операторов инвестиционных платформ Кирилла Косминского, самой массовой оказалась группа, связанная с элементом единения, заложенным в краудфандинг. Эксперт полагает, что это подтверждает и основной вывод исследования: люди — движущая сила краудфандинга.

«Мы видим, что слово „краудфандинг“ однозначно вызывает интерес в любой дискуссии. Неудивительно, что некоторые опрошенные заявили о сложности произношения самого термина и в очередной раз предложили заменить слово „чем-то более русским“. Но в прошлом году слово „краудфандинг“ вошло в Русский орфографический словарь, что, безусловно, отражает востребованность и популярность самого механизма», — резюмировал Кирилл Косминский.