Померяться ответственностью
За последние десятилетия в бизнес-среде произошел серьезный сдвиг в сторону новых подходов к производству и потреблению, продиктованных принципами устойчивого развития.
Рейтинг «Лидеров устойчивого развития» с 1997 года готовит консалтинговая группа SustainAbility в партнерстве с исследовательским институтом GlobeScan. В его основе — опрос более тысячи высококвалифицированных экспертов из 79 стран. Среди них представители бизнес-сообщества, правительственных структур и некоммерческих общественных организаций. Эксперты выбирают и оценивают компании, которые привержены принципам устойчивого развития и принимают на себя обязательства по сокращению воздействия на окружающую среду. Это значит, что в основе их бизнес-моделей лежат три равнозначные составляющие: социальные, экономические и экологические цели.
Бесспорный лидер, получающий признание седьмой год подряд, — компания Unilever. Более половины опрошенных экспертов отдали свои голоса в пользу британско-нидерландского бизнес-гиганта. Далее следует американская компания по производству одежды и спортивного снаряжения Patagonia. Тройку замыкает крупнейший в мире производитель ковровой плитки Interface. В списке компаний с самым высоким рейтингом прочные позиции занимают IKEA, Natura, M&S, Tesla, Nestle, Nike, GE и BASF.
Unilever: академия устойчивых трендов
Масштабный запуск устойчивых инициатив компании стартовал в 2010 году. Тогда Unilever приняла глобальный план по устойчивому развитию и улучшению качества жизни. В список вошло около полусотни социальных, экономических и экологических целей, которые стали главным ориентиром бизнес-модели Unilever.
Один из главных поводов для гордости компании — проект «Ноль отходов на захоронение». Это яркий пример внедрения экономики замкнутых циклов на производстве, который позволяет Unilever не только снижать экологический след и иметь положительный имидж ответственного производителя на рынке, но и выигрывать финансово.
В рамках этого проекта Unilever стремится перерабатывать максимальное количество отходов и возвращать их в производство в качестве вторсырья. Так, в начале 2015 года по этой программе начали работать все фабрики компании. В том числе четыре в России — в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске и Тульской области. К 2025 году компания планирует заменить всю пластиковую упаковку продукции тарой, пригодной для вторичного использования и переработки.
Результаты инициатив в области циклического производства не заставили себя ждать: Unilever на 97 % сократил количество отходов на тонну продукции. Благодаря этому на российские свалки не попало около 11 тысяч тонн мусора.
Доска почета
Высокие оценки экспертного сообщества в последнем отчете «Лидеров устойчивого развития» получили также IKEA, Natura, M&S, Tesla, Nestle, Nike и GE. И здесь каждой компании из списка действительно есть чем похвастаться.
Например, в список участников глобальной инициативы «Вместе» с Unilever входит британский ритейлер Marks & Spencer. Цель проекта — поддержка экологически безопасных и социально ответственных решений и продуктов. К 2020 году компания намерена получать 70 % хлопка от хозяйств, которые опираются на принципы устойчивого земледелия.
Популярный бренд спортивной одежды Nike тоже преуспел в реализации устойчивых инициатив. Уже сейчас, по данным компании, 71 % обуви и предметов одежды, выпускаемых Nike, содержит переработанные материалы.
Целую серию устойчивых проектов реализует IKEA, которая занимает четвертую строчку в рейтинге. Инициативы компании делятся на три главных направления. Первое из них — это развитие у покупателей экологической культуры через продукцию. В магазинах группы можно найти широкий выбор товаров и решений, которые помогают экономить электроэнергию, воду и сортировать отходы. Кроме того, в комплексах IKEA можно сдавать на переработку ртутные лампы и батарейки.
Второе направление работы — снижение воздействия на окружающую среду. Так, к 2020 году IKEA поставила себе цель производить столько же энергии из возобновляемых источников (солнце, ветер, биотопливо), сколько потребляется всеми ее подразделениями. На данный момент этот показатель уже превысил 71 %.
Экономика замкнутого цикла — еще одно направление работы IKEA в области устойчивого развития. Как результат — в магазинах группы продаются банки из переработанного стекла, подушки из переработанного пластика, табуреты из переработанного металла.
В России компания также внедряет практики циклической экономики. Например, отходы картона и бумаги из магазинов IKEA в Санкт-Петербурге превращаются в коробки для ассортимента, рассказывают в пресс-службе. Благодаря этому проекту переработки компании удалось сэкономить в 2016 финансовом году более пяти миллионов рублей.
Автор
Татьяна Кондратенко