Социальный бизнес может ускорить переход к устойчивой экономике

Но он нуждается в поддержке со стороны крупных корпораций, инвесторов и потребителей

Фото: iStock

Социальные предприятия, в том числе небольшие нишевые компании, могут сыграть решающую роль в переходе к более устойчивой экономике. В этом уверены нидерландские эксперты по устойчивому развитию — основатель компании по производству электроники Fairphone Бас ван Абель, директор по корпоративной устойчивости аудиторской компании PwC в Нидерландах Винеке Хаагсма и глава организации, представляющей интересы сообщества социальных предпринимателей, Social Enterprise NL Стефан Панхейсен. Они напоминают, что социальные предприятия в стране провоцируют значительные изменения и способствуют решению глобальных общественных и экономических проблем. Однако зачастую их охват ограничен отсутствием ресурсов.

В колонке, опубликованной на сайте Всемирного экономического форума (ВЭФ), специалисты утверждают, что многие крупные компании уже берут на себя различные социальные и экологические обязательства. В частности, бизнес пытается свести к нулю выбросы углекислого газа на всех этапах производственного процесса, старается сохранить биоразнообразие, заботится о местных сообществах. Появляются и небольшие стартапы, чья деятельность направлена на решение общественных проблем, будь то социальное неравенство или изменение климата. Эксперты считают, что социальный бизнес играет важную роль. Такие предприятия нацелены на коммерческую выгоду, но деньги для них — лишь средство для достижения социальных целей. «Их [социальных предпринимателей] ценности являются неотъемлемой частью брендинга и маркетинга, — говорят специалисты. — Воздействие [на общество], в той или иной форме, является частью их ДНК».

Авторы работы обращают внимание на то, что из-за того, что социальные предприятия обычно небольшие, их считают неэффективными. Однако результаты опроса Social Enterprise Monitor 2020, который Social Enterprise NL провела с 7 мая по 28 июня с участием 191 респондента, говорят об обратном. Выяснилось, что 96% владельцев социального бизнеса в Нидерландах пытаются оказать воздействие на другие организации и убедить их работать более устойчиво.

Согласно данным другого исследования Social Enterprise NL, повлиять на мировое сообщество социальные предприниматели могут тремя способами. Первый — доказать, что бизнес, который ведется в соответствии с принципами устойчивого развития, может быть жизнеспособным и приносить выгоду. Второй способ заключается в том, чтобы убедить всех участников рынка в привлекательности такой бизнес-модели. Для этого необходимо повышать осведомленность людей о существующих проблемах или, например, предлагать устойчивые альтернативы товаров и услуг. И, наконец, третий способ состоит в том, чтобы доказать неприемлемость неустойчивых способов ведения бизнеса. В этом случае важно повышать отраслевые стандарты, а также лоббировать свои идеи на политической арене.

Успешные социальные предприятия

Аналитики приводят несколько примеров, подтверждающих, что социальные предприниматели могут способствовать позитивным изменениям. Так, в 2005 году три журналиста из Нидерландов, работающих на телевизионном шоу о продуктах Keuringsdienst van Waarde, узнали, что крупные производители шоколада покупают какао-бобы на плантациях, где используется принудительный труд. Они решили изменить ситуацию и открыли свою компанию по производству шоколада Tony’s Chocolonely. Предприятие закупает сырье у фермеров из Ганы и Кот-д’Ивуара по более высокой цене и тем самым стимулирует их создавать справедливые условия труда для работников плантаций. В марте 2019 года Tony’s Chocolonely запустила инициативу Tony’s Open Chain, направленную на прекращение эксплуатации людей во всей цепочке поставок какао. К инициативе может присоединиться любая компания, которая готова соблюдать пять принципов. Для этого нужно: следить за происхождением сырья, предлагать поставщикам справедливые цены и развивать с ними долгосрочное сотрудничество, поддерживать сельскохозяйственные кооперативы, а также повышать урожайность плантаций, в том числе за счет улучшения методов ведения хозяйства и обучения фермеров. К инициативе уже присоединилась крупнейшая в Нидерландах сеть супермаркетов Albert Heijn, которая производит шоколад под маркой Delicata.

Другой пример — нидерландская компания по производству смартфонов Fairphone, которая стремится снизить свое воздействие на окружающую среду. В частности, компания использует вторичное сырье и старается сократить количество электронных отходов. Для этого она создает технику, которая долго не устаревает морально и легко ремонтируется. Так, устройства Fairphone 3 2019 года выпуска и Fairphone 2 2015 года выпуска занимают первые места в рейтинге ремонтопригодности смартфонов. Он регулярно составляется сервисом iFixit, на котором люди могут выкладывать и редактировать инструкции по починке гаджетов. Кроме того, в 2020 году Fairphone создала альянс Fair Cobalt Alliance. Он объединяет организации, которые стремятся улучшить условия труда в сфере добычи кобальта, используемого в литий-ионных аккумуляторах, в Демократической Республике Конго. На долю страны приходится более 60% от всего производимого в мире кобальта, однако зачастую он добывается кустарными способами. Рабочие — часто это дети — трудятся в опасных условиях и за небольшие деньги. К Fair Cobalt Alliance уже присоединились немецкий производитель электромобилей Sono Motors и британо-швейцарский поставщик сырья Glencore.

Фото: iStock

Еще одно социальное предприятие — международная компания Closing the Loop (CTL). Она работает по модели B2B (от англ. — business-to-business). Каждый раз, когда компания-клиент покупает или арендует технику, CTL собирает эквивалентное количество старых гаджетов в странах Африки и либо перерабатывает их на месте, либо отправляет на переработку в Европу. За каждую операцию CTL взимает с клиента небольшую плату — максимум €5 за телефон и €15 за ноутбук. В будущем компания надеется сделать так, чтобы технику можно было перерабатывать и на африканском континенте.

Нидерландские эксперты отмечают, что социальные предприятия играют важную роль в достижении целей устойчивого развития. Однако они нуждаются в поддержке крупных корпораций, инвесторов и потребителей. Способствовать решению общественных проблем можно в том числе при помощи платформы The COVID Response Alliance for Social Entrepreneurs, запущенной в апреле 2020 года по инициативе ВЭФ. Ее задача — повысить осведомленность людей о важной роли социальных предпринимателей на пути преодоления кризиса. Объединение поддерживает более 50 тыс. предпринимателей по всему миру, которые оказывают влияние на жизни 1 млрд людей. Свой вклад могут внести и импакт-инвесторы (англ. — impact investors), которые финансируют социально ориентированные проекты. «У всех нас есть своя роль в создании мира, который мы хотели бы видеть», — говорят авторы колонки. Они добавляют, что даже небольшие, но правильные действия могут иметь колоссальный эффект.