Торговля без вреда для окружающей среды
Почему ритейл должен быть «зеленым»
Быть ответственным посредником
Ритейлеры занимают уникальное положение на рынке, уверены эксперты. Они, как и любой другой бизнес, стремятся к улучшению финансовых показателей, в том числе за счет увеличения объема продаж и повышения акционерной стоимости. Однако продавцы вынуждены соответствовать ожиданиям потребителей, которые становятся все более осведомленными о глобальных экологических и социальных проблемах. При этом у ритейла есть возможность влиять на поставщиков, предъявляя жесткие требования к товарам и производственным процессам.
Результаты опроса исследовательской компании IBM Institute for Business Value и Национальной федерации розничной торговли США указывают на то, что покупатели все чаще делают выбор в пользу ответственных компаний. Исследование проводилось в 2020 году среди более 18 тыс. потребителей из 28 стран. Выяснилось, что для 77% респондентов важно, чтобы компании стремились к устойчивости и были экологически ответственными. Еще 76% обращают внимание на усилия компании по увеличению объема перерабатываемых отходов, а 72% — на использование натуральных ингредиентов. Больше половины опрошенных сообщили о готовности изменить потребительские привычки, чтобы уменьшить ущерб для природы. Среди тех, для кого важна ответственность компаний, этот показатель увеличивается до 77%.
Реагируя на запрос общества, многие из ритейлеров во всем мире начали реализовывать инициативы в области устойчивого развития. Так, американский бренд верхней одежды Patagonia с середины 2000-х годов проверяет новых поставщиков на соответствие четырем критериям. Это используемые ресурсы, качество продукции, наличие экологических и социальных стандартов. В сети по продаже мебели и товаров для дома IKEA поощряют поставщиков переходить на возобновляемые источники энергии и инвестируют средства в проекты по защите лесов. Торговая сеть Walmart запустила проект Project Gigaton, в рамках которого компания планирует к 2030 году предотвратить выбросы 1 Гт парниковых газов в производственно-сбытовой цепочке. Кроме того, Walmart, производитель потребительских товаров Unilever и американская актриса Хилари Дафф запустили инициативу Bring It to the Bin (в пер. с англ. — «Отправь это в мусорное ведро»). Совместно они подготовили серию видеороликов и других информационных материалов, рассказывающих о том, как правильно утилизировать отходы.
В России компания Unilever в 2019 году инициировала создание «Лиги зеленых брендов». Эта организация объединяет международные и российские компании, которые заинтересованы в продвижении модели устойчивого развития и включают экономические, экологические и социальные параметры (так называемые ESG-принципы). Основная задача Лиги — выступать в качестве инструмента саморазвития для участников, а также формировать комплексные критерии оценки устойчивости товаров и услуг в зависимости от отраслевой принадлежности бизнеса. К «Лиге» уже присоединились телекоммуникационная компания «Билайн» (ПАО «Вымпелком»), акционерная финансовая корпорация «Система», розничная сеть X5 Retail Group и другие организации.
К слову, X5 Retail Group стала первым российским ритейлером, который присоединился к Глобальному договору ООН в области устойчивого развития — международной инициативе, направленной на продвижение ответственных бизнес-практик. Она объединяет более 12 тыс. компаний из 160 стран мира, в которых работают более 68 млн человек. У X5 есть собственная стратегия устойчивого развития. Среди ее целей поддержка местных сообществ, создание достойных условий труда для сотрудников, повышение доступности качественных продуктов и ответственное использование природных ресурсов.
Запросы осознанного потребителя и преимущества устойчивого ритейлера
Консультанты из Accenture за время пандемии коронавируса опросили 9 тыс. человек по всему миру и выяснили, что 66% из них видят необходимость участия бизнеса в решении социальных и экологических проблем. Столько же людей уверены, что важную роль в этом могут играть ритейлеры — например, предлагая покупателям больше товаров из экологичных материалов. Эксперты отметили, что во время пандемии покупатели стали чаще выбирать локальные бренды (об этом сообщили 56% опрошенных) и больше экономить (54%).
«Рост доли осознанного потребления, повышенная потребность в безопасности цифрового и офлайнового опыта покупок, чувствительность покупателей к сервису и ответственности магазинов на фоне осторожности в тратах — все эти тенденции уже заметны в российском ритейле», — предупреждает руководитель департамента потребительских товаров, розничной торговли, фарминдустрии и транспорта Accenture в России и Казахстане Марко Спациани Теста.
Стремление к устойчивости, по мнению американских исследователей, может стать конкурентным преимуществом для розничных продавцов. Оно позволяет укреплять капитал бренда, повышать лояльность существующих потребителей и привлекать новых клиентов, особенно молодых. Так, еще в 2015 году в аналитической компании Nielsen выяснили, что 72% представителей поколения Z, или зумеров, родившихся после 1996 года, готовы платить больше за товары социально ответственных компаний. Между тем, по некоторым оценкам, покупательная способность зумеров может достигать $143 млрд.
Ответственность — это выгодно
Розничные продавцы, которые переориентировали свои стратегии на решение глобальных проблем, смогли сократить расходы, напоминают американские исследователи. Например, американская розничная сеть Walmart с 2005 по 2015 год работала над повышением эффективности управления автопарком. Компания оптимизировала логистику, контролировала распределение нагрузки между машинами и следила за тем, как водители управляют транспортными средствами. В результате за 2014 год компания не только сократила объем выбросов CO2 на 15 тыс. т — а это эквивалентно ежегодным выбросам 3 тыс. автомобилей, — но и смогла сэкономить $11 млн.
По подсчетам международной некоммерческой организации B Lab (оценивает компании всего мира на соответствие определенным социально-экологическим показателям, подтверждает статус сертификатом B Corp), с 2015 года среднегодовой темп роста британских компаний, прошедших сертификацию B Corp, составил 14%. Этот показатель оказался в 28 раз выше, чем в среднем в Великобритании. Представители 35% сертифицированных компаний также сообщили, что им удалось привлечь новых покупателей, а 48% — что смогли найти потенциальных сотрудников, которые хотели бы трудиться у ответственного работодателя.
То, что ответственным компаниям проще привлекать и удерживать новых сотрудников, доказывают и результаты опроса британского портала для поиска и размещения вакансий Totaljobs. Его провели в октябре 2019 года среди 2 тыс. сотрудников и 250 руководителей высшего звена. Оказалось, что 28% работников в Великобритании готовы уволиться с нынешнего места работы и перейти в компанию, которая заботится об окружающей среде. Среди людей в возрасте от 23 до 38 лет этот показатель составил 50%. Еще 26% трудящихся готовы согласиться на снижение заработной платы, если работодатель будет уделять больше внимания экологическим вопросам.
Как обращают внимание авторы статьи в Journal of Retailing, ритейлерам стоит внедрять принципы устойчивого развития из-за инвесторов, которые обращают все больше внимания на ESG-факторы (от англ. environmental, social, governance — факторы окружающей среды, социальные и управленческие). По оценкам американской информационно-аналитической компании Morningstar, число индексных паевых и биржевых фондов, вкладывающих средства в ответственные компании, выросло более чем в два раза. В середине 2020 года в мире насчитывалось 534 таких фонда, управлявших активами на сумму $250 млрд.
Рекомендации ответственным ритейлерам
Специалисты консалтинговой компании Accenture уверены, что пандемия наряду с технологическими решениями ускорит процесс трансформации индустрии розничной торговли. Исследование Accenture 2019 года, в котором приняли участие 655 ритейлеров из 26 стран, показало, что 86% из них экспериментируют с технологиями DARQ (в русском варианте РИРК). К ним относятся такие инструменты, как распределенные реестры (Distributed Ledger), искусственный интеллект (Artificial Intelligence), расширенная реальность (Extended Reality) и квантовые вычисления (Quantum Computing). DARQ позволяют оптимизировать бизнес-процессы и дать потребителям новый опыт взаимодействия с продуктом. По мнению еще 83% респондентов, в будущем более конкурентоспособными станут компании, которые развивают доставку «по запросу» (товар можно забрать у курьера или из пункта выдачи в любое удобное время) и позволяют клиентам кастомизировать товары.
В Accenture сформулировали несколько рекомендаций, которые помогут ритейлерам достигать финансовых целей и при этом быть включенными в повестку устойчивого развития. Во-первых, сотрудники должны уметь быстро адаптироваться к разным условиям и качественно работать как очно, так и онлайн. Во-вторых, в организации должна быть команда специалистов по устойчивому развитию, которые будут знать о ее слабых и сильных сторонах. Еще одна рекомендация — формировать бюджет в зависимости от актуальной потребности в ресурсах, не учитывая данные за прошлый год. Подход, получивший название «бюджетирование с нуля» (от англ. Zero-Based Budgeting), позволяет высвобождать денежные средства и перенаправлять их на решение социальных и экологических проблем. Ритейлерам следует оптимизировать цепочки поставок и выбирать поставщиков, ориентируясь на их приверженность принципам устойчивого развития. Кроме того, в Accenture советуют компаниям раскрывать информацию о своей деятельности: это позволит лучше понять бизнес-процессы и увидеть новые точки роста.
«Отрасль розничной торговли десятилетие за десятилетием доказывала, что она адаптируема и устойчива, — говорят специалисты. — Недавние изменения, произошедшие в мире, могут послужить переломным моментом и сделать [ее] более ответственной перед акционерами, сотрудниками и планетой».
Автор
Евгения Чернышёва