Зачем нужны визионеры
В Москве прошла ежегодная российская премия «Управление изменениями. Визионеры»
Ежегодная российская премия «Управление изменениями. Визионеры» состоялась в Москве 11 апреля. Мероприятие нацелено на отбор и поощрение лучших российских проектов по реализации концепции устойчивого развития. Организатором премии является коммуникационный проект +1, аналитическим партнером выступила консалтинговая компания EmСo.
Визионеры — это люди, способные предвидеть будущее. Такое качество считается в современном деловом мире необходимой лидерской компетенцией: визионер в бизнесе — это стратег, предчувствующий развитие рынка и сопровождающих его перемен. Победителей премии «Управление изменениями. Визионеры» 2019 года награждали руководители крупных компаний и успешных социальных предприятий. Выступая в качестве визионеров, они рассуждали о сложностях, с которыми приходится сталкиваться при проведении любых изменений. Говорили о многом — от создания комфортной городской среды и развития деревни до разработки современной удобной одежды для людей с инвалидностью и внедрения принципов циклической экономики в производство.
«Мне очень льстит, что меня сюда пригласили как визионера. Я-то себя позиционирую между бедным колхозником и Илоном Маском. Есть внутренние противоречия между визионерством и положением менеджеров компании, которые выполняют свои KPI. Видел недавно одно исследование с доказательствами, что визионеры очень дорого обходятся компаниям, так как они все время делают ошибки. А менеджеров нанимают для того, чтобы они меньше рисковали и допускали меньше ошибок», — заметил директор по корпоративным вопросам, член правления ООО «Нестле Россия» Андрей Бадер, назвав себя условным визионером.
Рассказывая о том, как управляют изменениями в компании-производителе продуктов питания Nestlé, эксперт признал, что крупному предприятию меняться очень трудно. В России компания работает с 1995 года. Андрей Бадер считает, что для успешного существования в современном мире важна открытость изменениям и скорость реакции; большие корпорации, которые не могут перестроиться и перейти на новые способы работы, — разоряются. С другой стороны, любая трансформация — это риски, которыми недовольны акционеры компаний, поэтому меняться нужно уметь.
«Я верю в то, что мой работодатель продолжит свое существование, что мы сможем перестраиваться и дальше. У нас уже есть история успешной адаптации: мы умеем изобретать новые продукты, которые становятся прибыльными. Но важно еще уметь слушать потребителей. Это страшно банально, но это правда. Причем слушать не при помощи дорогостоящих агентств, которые проводят фокус-группы. Мы все больше "слушаем" социальные сети — так напрямую можно оценить потребителей, их желания и опыт», — объяснил Андрей Бадер и призвал гостей премии не бояться перемен, в том числе и в профессиональной жизни.
Премия «Управление изменениями. Визионеры» была учреждена в 2018 году, и проходила во второй раз. Номинанты оцениваются за деятельность в области корпоративной социальной ответственности на основании нефинансовой отчетности с учетом международного стандарта Global Reporting Initiative (GRI), также награды присуждаются проектам, развивающим и внедряющим практики в области устойчивого развития. В 2019 году на оценку независимых экспертов из отраслевого сообщества было представлено 36 нефинансовых отчетов и 60 проектов.
Победителями в блоке нефинансовой отчетности стали 8 компаний: ПАО «НОВАТЭК», АФК «Система», ПАО «Северсталь», ПАО «ГМК "Норильский никель"», ПАО «Ростелеком», «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.», ПАО «ЛУКОЙЛ» и Heineken Россия.
«Компании в России подходят к европейскому и американскому уровню отчетности. Они внедряют цели устойчивого развития и отчитываются по ним в зависимости от этапов реализации, рассказывают о результатах минимизации рисков влияния на экологию, о соблюдении прав человека. Я связываю это с тем, что без таких отчетов все сложнее существовать на рынке. Частные компании, чьи акции торгуются на бирже, получают много запросов от инвесторов и рейтинговых агентств, интересующихся нефинансовой отчетностью. Ушли в прошлое времена, когда роль играли только финансовые показатели. Сегодня важно, насколько устойчива компания, насколько она хорошо управляется и насколько сбалансирован ее вклад в охрану окружающей среды и во взаимодействие с сообществами», — рассказала +1 член жюри, руководитель проектов консалтинговой компании EmCo Екатерина Девяткина.
Во втором блоке были награждены благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» за проект «Добрые крышечки», ассоциация «Некоммерческое партнерство развития донорства "Донор-Сёрч"» за создание интернет-сообщества доноров крови DonorSearch.org. Награды получили и благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям, сиротам и инвалидам «Русфонд» за программу рекрутинга потенциальных доноров костного мозга в Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова, ПАО «Росбанк» и Impact Hub Moscow за Всероссийскую программу развития для социальных предпринимателей и НКО «Начни иначе». За повышение устойчивости предприятий лесной отрасли за счет внедрения технологий биоэнергетики получило премию ООО «Сегежа Групп», а за открытие игровых зон в детских больницах и социальных учреждениях — проект «Операция "Игрушки"» — ПАО «Детский мир».
У двух компаний наградами были отмечены два проекта. ООО «ИКЕА ДОМ» получило премию за кейсы по замкнутому циклу производства коробок и картонных уголков, а также за программу «Круговорот белья в природе». А первый интернет-магазин товаров от социальных предпринимателей BuySocial был награжден за идею благотворительного интернет-магазина и открытие «экспортной витрины» совместно с торговой онлайн-площадкой eBay.
О построении бизнеса, который приносит пользу обществу, рассказала приглашенная на церемонию награждения в качестве визионера социальный предприниматель Гузель Санжапова. Она является создателем успешного проекта по производству крем-меда с ягодами Cocco Bello. Производство организовано на собственной пасеке в селе Малый Турыш Свердловской области, в котором, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, проживало 69 человек. Работают на производстве местные жители, большинство из которых женщины пенсионного возраста. Визионер рассказала, как общалась с людьми, которые также хотят развивать деревню и заботиться о людях или уже что-то делают в этом направлении.
«Моя самая главная задача сейчас — создать прецедент, дать пример людям, которые занимаются или хотят заняться чем-то похожим. Дать им инструмент и показать, как не ошибиться там, где ошиблась я. Когда накопится критическая масса, когда таких людей, которые хотят развивать свой дом, свою страну, будет хотя бы 50, мы сможем разговаривать с государством, потому что государство сегодня развивает только очень большие проекты, а мы еще очень маленькие. Думаю, это произойдет через четыре года», — предположила Гузель Санжапова.