Адаптивная одежда — новый тренд модной индустрии

Люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в удобных и стильных вещах

Фото: Pexels

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 1 млрд людей, то есть 15% мирового населения, имеют какую-либо форму инвалидности. Около 190 млн из них, или 3,8% всех жителей мира, в возрасте 15 лет и старше имеют серьезные нарушения здоровья и испытывают трудности в повседневной жизни. Количество людей с инвалидностью быстро растет, в том числе из-за увеличения доли пожилых граждан и хронических болезней. Вместе с тем развивается и рынок адаптивной одежды — на него выходят как крупные, так и небольшие бренды.

Адаптивная одежда разрабатывается для людей с особыми потребностями: пожилых, тех, кто восстанавливается после операций или тяжелых болезней, людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такие вещи легко надеваются и снимаются, не ограничивают движения и позволяют без дискомфорта выполнять повседневные действия. Например, для людей, передвигающихся на инвалидной коляске, шьют платья свободного кроя с разрезами сзади или брюки из эластичной ткани с широкими штанинами и карманами спереди. Часто такие предметы гардероба вместо пуговиц и молний имеют магнитные застежки или липучки. Людям с сенсорными нарушениями и раздражительной кожей подходит одежда без ярлыков и лишних элементов. К адаптивной одежде также можно отнести и предметы гардероба с отверстиями для медицинского оборудования — например, зондов для питания.

Стоимость мирового рынка одежды для людей с ОВЗ в 2020 году оценивалась в $250 млн, сообщают в исследовательской компании 360 Market Updates. Аналитики прогнозируют, что он будет расти со скоростью 2,3% в год и к 2026 году достигнет $294 млн. Это расходится с данными аналитической компании Coherent Market Insights, согласно которым еще в 2017 году размер мирового рынка адаптивной одежды составлял $278,9 млрд. В компании предполагают, что к 2026 году этот показатель вырастет до $400 млрд.

В 2019 году стоимость мирового рынка адаптивной одежды должна была достичь $288,7 млрд, а в 2023 году — $349,9 млрд. Об этом сообщает исследовательская и консалтинговая компания Coresight Research, В частности, в США она должна была вырасти с $47,3 млрд в 2019 году до $54,8 млрд в 2023 году. «Адаптивный дизайн — один из немногих сегментов, где есть спрос и возможности, но нет рынка», — говорит аналитик Coresight Research Эрин Шмидт.

Крупные игроки на рынке

Интерес к теме адаптивной одежды, как сообщается на сайте британского онлайн-ритейлера Lyst, вырос в 2019 году. Количество запросов, касающихся этого вида одежды, на сайте Lyst увеличилось на 80%. Однако крупные бренды стали создавать предметы гардероба для людей с ОВЗ несколько раньше. Одним из первых стал американский производитель одежды и обуви Levi Strauss & Co. Компания представила джинсы для людей с инвалидностью еще в середине 1950-х годов. Брюки были изготовлены из эластичной ткани, молнии располагались по бокам изделия по длине всей штанины и открывались как сверху вниз, так и снизу вверх. Еще одна конструктивная особенность джинсов, созданных дизайнером Хелен Кукман, — наличие специальных застежек внутри пояса. Они удерживали брюки на месте, когда сиденье опускалось, пишет The New York Times.

Еще один американский бренд — Tommy Hilfiger — в 2016 году выпустил линейку одежды для детей Tommy Adaptive. Она была создана совместно с некоммерческой организацией Runway of Dreams, работающей над тем, чтобы индустрия моды учитывала потребности людей с ОВЗ. Вещи имели магнитные кнопки, застежки на липучках и другие детали, которые облегчают их надевание и снятие. В 2017 году была выпущена коллекция адаптивной одежды для взрослых, и бренд до сих пор развивает это направление. В прошлом году вещи из линейки Tommy Adaptive стали продаваться в Европе, Австралии и Японии. В этом году в компании сообщили, что они будут доступны по всему миру, и пообещали обновлять адаптивную коллекцию два раза в год вместо одного.

По данным Tommy Hilfiger, покупатели адаптивной одежды в среднем тратят в 4,8 раз больше по сравнению с остальными клиентами.

Еще один крупный бренд, который предлагает функциональную одежду для людей с особыми потребностями, — Nike. Производитель спортивной одежды и обуви создал кроссовки Nike FlyEase, которые можно надеть и снять без помощи рук. Вместо шнурков кроссовки имеют молнию, сзади они снабжены специальным ремешком, который помогает зафиксировать посадку. В линейке FlyEase есть кроссовки для мужчин, женщин и детей. Среди других известных компаний, предлагающих адаптивную одежду, — британская Marks and Spencer и американская Under Armour.

Производители одежды класса люкс пока не так активно осваивают развивающийся сегмент рынка. Однако многие уже работают в потенциально востребованном направлении. Например, американский дизайнер Кристиан Сириано работает над созданием линейки адаптивной одежды с актрисой Сельмой Блэр, страдающей рассеянным склерозом. Организация Runway of Dreams оказывает информационную поддержку французской компании LVMH (LVMH Moet Hennessy — Louis Vuitton). Однако ни один бренд LVMH (среди них — Christian Dior, Louis Vuitton, Givenchy, Guerlain и другие) пока не предлагает одежду для людей с особыми потребностями.

Нишевые бренды

Существуют бренды, которые специализируются только на одежде для людей с ОВЗ. Таковой является американская компания Silverts. Фирма была создана в 1930 году, а с 1981 года она производит адаптивную одежду. На сайте компании можно приобрести верхнюю одежду, нижнее белье, обувь и аксессуары. Компания IZ Adaptive тоже предлагает одежду для людей с ограниченными возможностями, в том числе для тех, кто пользуется инвалидной коляской. Она была открыта в 2009 году канадским дизайнером Иззи Камиллери.

Британскую компанию Unhidden создала технолог по пошиву одежды Виктория Дженкинс, которая стала инвалидом в 20 лет. В 2016 году она лежала в больнице, где встретила женщину, пережившую рак и страдающую от других болезней. Она пользовалась гастростомой (трубка, установленная в отверстие на животе, через которую поступает питание. — Прим. Plus-one.ru) и другим медицинским оборудованием и могла носить только пижаму и домашнюю одежду. Виктория Дженкинс решила изменить ситуацию и сделать так, чтобы вещи для людей с нарушениями здоровья были не только удобными, но и красивыми. Сейчас Unhidden предлагает адаптивную одежду для мужчин и женщин — рубашки, футболки, брюки, платья. Предметы из специализированных коллекций крупных и небольших брендов можно найти на таких онлайн-площадках, как Zappos, Etsy, Macy’s.

Российские производители адаптивной одежды

В России в 2019 году представили линейку одежды для женщин на инвалидных колясках NELKAdaptive. Она стала частью бренда женских пальто Nelka, созданного дизайнером Нелли Калашниковой. В линейку NELKAdaptive входят платья разных фасонов, плащи, накидки, пальто, полупальто и куртка-косуха, которые легко надеваются и не ограничивают свободу движений. Например, классический двубортный плащ имеет рукав реглан, характерной особенностью которого является отсутствие плечевого шва. Благодаря этому женщина может активно двигать руками и не испытывать дискомфорта.

В России также был создан бренд be easy kid, который выпускает одежду для детей с особыми потребностями. Одежда не имеет молний, пуговиц, кнопок и совместима с различным оборудованием — протезами, ортезами, гастростомами и др. Компания предлагает повседневную и верхнюю одежду, а также одежду для школы.

Как следует из данных федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» на июнь 2021 года, в России проживает более 11,4 млн людей с инвалидностью, более 700 тыс. из которых — дети.