Более 100 млн европейцев живут вблизи шумных автодорог
Высокий уровень шума приводит к 12 тыс. преждевременных смертей
По меньшей мере 20% жителей Европы проживает в районах, где уровень шума от дорожно-транспортного движения превышает допустимые значения. Об этом сообщается в докладе Environmental noise in Europe — 2020, подготовленном в Европейском агентстве по окружающей среде (European Environment Agency, EEA). Как ожидается, проблема будет усугубляться по мере увеличения численности городского населения.
В докладе сообщается, что негативное влияние на людей и природу оказывает шум на уровне 55 дБ и выше в течение всего дня и на уровне 50 дБ и выше в ночное время. Авторы проанализировали данные о шумовом загрязнении, которые были предоставлены 32 странами — членами Управляющего совета EEA (все страны, за исключением Турции). Они ориентировались на шумовые карты, которые государства должны составлять в соответствии с директивой об оценке и регулировании шума окружающей среды (2002/49/ЕС; Environmental Noise Directive, END). На них необходимо отображать все города с населением более 100 тыс. человек; автомобильные дороги, по которым ежегодно проезжают более 3 млн автомобилей; железные дороги с пропускной способностью более 30 тыс. поездов в год и аэропорты, где взлетают и приземляются более 50 тыс. самолетов в год. Шум на рабочих местах и в местах отдыха, шум в жилых помещениях, а также шум от ветряных турбин и военных действий в документе не рассматривается.
Выяснилось, что больше всего европейцев — около 113 млн — страдает от шума от автомобильных дорог, причем как в дневное, так и в ночное время. 12 млн людей живут в условиях, где уровень шума от автодорог превышает 70 дБ. Еще 22 млн человек подвергаются негативному воздействию шума от железнодорожного транспорта, 4 млн — от авиационного транспорта и менее 1 млн — от промышленных предприятий. Оценить число людей, которые страдают от шума, исходящего одновременно от нескольких источников, практически невозможно, предупреждают эксперты.
Из доклада следует, что высокая степень шумового загрязнения может быть причиной физических и психических нарушений. В частности, длительное пребывание в местах с высоким уровнем шума может вызывать раздражение и агрессию, приводить к проблемам со сном и развитию сердечно-сосудистых заболеваний, негативно влиять на обмен веществ и когнитивные способности. Так, около 22 млн взрослых европейцев постоянно испытывают раздражительность в связи с тем, что живут в местах, где уровень шума в течение суток превышает 55 дБ. Еще 6,5 млн людей страдают от хронической бессонницы, так как подвергаются негативному воздействию шума на уровне 50 дБ и выше по ночам. Около 12,5 тыс. детей в возрасте от 7 до 17 лет имеют проблемы с чтением из-за постоянного воздействия шума, источником которого служит авиационный транспорт.
В целом высокие уровни шума ежегодно становятся причиной 48 тыс. случаев развития ишемической болезни сердца и 12 тыс. преждевременных смертей. «Многие люди не осознают, что шум является важной проблемой, влияющей на их здоровье, — говорит специалист EEA по шумовому загрязнению Эулалия Перис. — Конечно, преждевременных смертей, связанных с загрязнением воздуха, намного больше, чем связанных с шумом. Однако похоже, что он в большей степени влияет на показатели, связанные с качеством жизни и психическим здоровьем».
В EEA также оценили годы жизни людей, которые могут быть потеряны из-за проблем со здоровьем, вызванных шумовым загрязнением (годы жизни, скорректированные по нетрудоспособности; англ. — Disability-Adjusted Life Year, DALY). Оказалось, что каждый год жители Европы теряют около 1 млн лет здоровой жизни. Шум автомобильного транспорта приводит к 75% потерь, железнодорожного — к 20%, авиационного — к 4%, промышленных предприятий — к 0,5%. В денежном эквиваленте стоимость каждого потерянного года жизни составляет в среднем €78,5 тыс. Кроме того, шумовое загрязнение вызывает неспецифические физиологические и поведенческие реакции у наземных и морских диких животных. Это негативно влияет на их репродуктивную функцию и выживаемость, а в результате может привести к сокращению численности популяций.
Эулалия Перис добавляет, что власти европейских стран принимают различные меры для снижения уровня шумового загрязнения. Например, они используют шумопоглощающее асфальтовое покрытие и бесшумные шины для общественного транспорта, создают инфраструктуру для электротранспорта, поощряют людей за пешие прогулки и езду на велосипеде. Во многих городах также есть специальные «тихие зоны» с большим количеством зеленых насаждений, где жители могут спрятаться от городского шума.
В Москве измерением уровней шума занимается акустическая служба в составе ГПБУ «Мосэкомониторинг». Специалисты ведомства измеряют шум от проведения дорожно-ремонтных работ, строительных работ в ночное время, погрузочно-разгрузочных работ на торговых объектах, встроенных в многоквартирные дома либо пристроенных к таким домам, а также шум на природных территориях. Данные публикуются на портале открытых данных столичного правительства и в ежегодных государственных докладах о состоянии окружающей среды. Информация может использоваться органами исполнительной власти для разработки экологических требований к градостроительной документации.
В 2019 году по обращениям граждан и органов исполнительной власти на повышенный уровень шума было обследовано более 2 000 территорий города, измерения проведены более чем на 470 жилых территориях. 94% жалоб обусловлено производством строительных и дорожно-ремонтных работ, около 2% связано с транспортом. Для уменьшения шумового воздействия автотрасс на жилые территории в городе устанавливаются шумозащитные экраны, используется специальное шумопонижающее остекление в жилых домах и на социальных объектах.
Автор
Евгения Чернышёва