Что скрывает «черная пятница»
О чем должны помнить продавцы и покупатели во время массовых распродаж
Популярность акции «черная пятница» растет из года в год. По данным аналитической платформы Periscope by McKinsey, в этом году в распродажах 27 ноября планируют участвовать 60% потребителей из Великобритании, Франции и Германии, что на 10% больше, чем в прошлом году. В США количество участников традиционных предрождественских акций может увеличиться на 2% по сравнению с 2019 годом — с 86% до 88%. Распродажи — это хорошая возможность приобрести вещи, которые действительно нужны, со скидкой. Однако у этого явления есть и обратная сторона, про которую важно помнить ответственным продавцам и покупателям.
Высокий риск заражения
Во время массовых распродаж в магазинах собираются толпы людей. В таких условиях практически невозможно соблюдать социальную дистанцию, поэтому эксперты опасаются, что акции могут стать причиной резкого роста заболеваемости коронавирусом. «Сейчас нет веских причин для того, чтобы люди собирались вместе, особенно учитывая тот факт, что они могут делать покупки в интернете <...>, — говорит сотрудница Медицинского университета Апстейт в штате Нью-Йорк Кэтрин Андерсон. — На мой взгляд, выгода не оправдывает риска». Генеральный директор исследовательской компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров тоже скептически относится к акциям во время пандемии. По его мнению, ответственные продавцы должны помнить о том, что собирать толпы людей в такой период — это «практически преступно». Аналитики Periscope by McKinsey уверены, что ритейлерам нужно быть осторожными и делать все возможное, чтобы в магазинах не было столпотворений. В компании выяснили, что в этом году около 20% покупателей испытывают стресс из-за предстоящих акций. Больше всего таких людей в Великобритании и США (36% и 30% соответственно), а меньше всего в Китае (5%).
Опасения потребителей и требования властей заставили магазины изменить формат проведения «черной пятницы». Во многих магазинах, включая американские сети Walmart и Home Depot, акции стартовали раньше времени. Кроме того, в торговых точках Walmart количество покупателей не будет превышать 20% от их вместимости. Перед входом они должны будут надеть маски, а все тележки предварительно продезинфицируют. Посетители американской сети люксовых универмагов Neiman Marcus Group смогут бронировать отдельные комнаты, в которые продавцы будут приносить им вещи для примерки. А тем, кто соберется посетить магазины сети Target, придется заранее проверить заполненность ближайшего магазина и при необходимости зарезервировать место в очереди.
Выбросы парниковых газов во время доставки
Еще одна отличительная особенность «черной пятницы» в этом году состоит в том, что многие покупатели будут делать покупки в интернет-магазинах. Но эксперты напоминают о том, что этот вид торговли наносит серьезный ущерб окружающей среде. Исследование британского финансового агрегатора Money.co.uk показало, что из-за доставки товаров, приобретенных в «черную пятницу» в 2020 году, в атмосферу может попасть около 429 тыс. т углекислого газа (CO2). Это эквивалентно объему выбросов от 435 перелетов туда и обратно между Нью-Йорком и Лондоном. Аналитики также подсчитали, какой объем выбросов произведут популярные в стране почтовые службы. Они ориентировались на прогнозы компании Barclaycard (часть британского финансового агломерата Barclay), согласно которым в период распродаж будет совершено более 116,6 млн транзакций — на 14% больше, чем годом ранее. Ожидается, что служба доставки Hermes (13,9 млн посылок в прошлом году) станет источником 58,3 тыс. т выбросов CO2, а Amazon (4,4 млн посылок) — по меньшей мере 18,8 тыс. т CO2.
Самой экологичной организацией исследователи признали британскую государственную почтовую службу Royal Mail. В компании трудятся 90 тыс. почтовых работников, которые часто доставляют посылки пешком или на велосипеде. На втором месте оказалась Amazon. Клиенты этой компании могут самостоятельно забрать заказ в одном из 16 тыс. пунктов, многие из которых обслуживаются предприятиями малого бизнеса. Компания UPS получила максимальный балл за использование экологичного транспорта: до 2024 года в ее парке должно появиться 10 тыс. новых электромобилей и гибридных автомобилей. Звание «самых неэкологичных» получили компании DTDC, Speedy Freight и Parcelforce.
В Money.co.uk также провели опрос среди 2 тыс. британцев в возрасте от 18 до 55 лет. В этом году совершать покупки во время распродаж в интернете планируют 85% из них. Но только 11% задумываются о том, что доставка товаров может оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Чаще всего о вопросах экологии беспокоятся молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет (16%), а реже всего — люди старше 55 лет (8%). 35% опрошенных признались, что выбирают «доставку на следующий день». Это наименее экологичная из доступных опций: компании часто не успевают удовлетворить спрос и вынуждены использовать дополнительные транспортные средства. Компенсировать вред от доставки готовы только 20% опрошенных. «Потребители явно заинтересованы в сокращении выбросов углекислого газа при совершении покупок в интернете, но похоже, что скорость и надежность — это два параметра, на которые они обращают больше внимания при выборе службы доставки», — комментирует результаты опроса эксперт по личным финансам Money.co.uk Салман Хакки.
Репутационные потери для продавцов
Специалисты напоминают, что в периоды пиковой нагрузки онлайн-ритейлеры сталкиваются с большим количеством трудностей. В частности, они не всегда успевают вовремя укомплектовывать, отправлять и доставлять заказы, и это может негативно повлиять на имидж компании. Особенно внимательно к репутационным рискам следует относиться небольшим компаниям. Так считает Мэтью Робертсон, глава британской компании NetDespatch, разрабатывающей программное обеспечение для автоматизации процессов доставки. Он отмечает, что выгода от роста продаж в «черную пятницу» может сойти на нет в том случае, если продавец не сможет вовремя доставить товар. «Каждый заинтересован в том, чтобы система доставки была готова к напряжению во время пикового сезона», — говорит специалист.
Это мнение разделяет и руководитель отдела маркетинга компании eShopWorld (платформа для онлайн-торговли) Скотт Линдси. «Покупатели могут соглашаться на задержки, но поскольку это важная часть потребительского опыта, время доставки должно быть минимальным», — объясняет он. Он считает, что первостепенное значение имеет подготовка: ритейлерам следует заранее провести стресс-тестирование веб-сайтов и физической инфраструктуры, а при необходимости зарезервировать дополнительный транспорт у грузовых операторов.
Лишние траты и перепотребление
Во время распродаж появляется соблазн купить что-то ненужное — это вредно не только для кошелька, но и для природы. В прошлом году французские депутаты предложили запретить «черную пятницу» на законодательном уровне. Они сослались на то, что распродажи провоцируют чрезмерное потребление и растрату ресурсов, а также приносят убытки производителям и продавцам. Идею поддержали 600 французских брендов, в некоторых частях страны прошли экологические протесты. В этом году французские ритейлеры снова выступили с призывом бойкотировать распродажи. По их мнению, из-за пандемии существует большая вероятность того, что многие французы будут совершать покупки за рубежом вместо того, чтобы ходить в небольшие местные магазины, многие из которых сейчас закрыты.
Российское экологическое движение ЭКА в начале ноября запустило флешмоб «Зеленая пятница». Она проходит на платформе Ecowiki.ru в формате вебинаров и прямых эфиров. Участники могут узнать о том, как чрезмерное потребление влияет на планету, научиться ответственному потреблению и выиграть призы: экотовары, книги, онлайн-консультации стилистов. «Мы призываем в 2020 году сделать выбор в пользу „зеленой“ пятницы вместо „черной“ и в качестве альтернативы неконтролируемым покупкам ненужных вещей ощутить на себе пользу разумного потребления: экономии бюджета и заботы о природе», — рассказывает координатор проекта Ecowiki движения ЭКА Оксана Акулова.
Фальшивые скидки
Некоторые продавцы идут на уловки и намеренно завышают цены перед распродажами, чтобы потом их снизить. Этим заинтересовалась британская некоммерческая организация Which?, помогающая потребителям делать осознанный выбор, в том числе с помощью исследования рынка ритейла. За полгода до «черной пятницы» в 2018 году ее сотрудники начали отслеживать стоимость 83 товаров: 49 из магазина бытовой техники и электроники Currys PC World, 20 из Amazon, 12 из универмага John Lewis и еще два из магазина товаров для здоровья и красоты Boots. После акции специалисты наблюдали за ценами еще шесть месяцев. Они выяснили, что как до, так и после «черной пятницы» 95% товаров продавались по такой же цене или даже дешевле. Так, например, звуковая панель марки Samsung во время «черной пятницы» стоила в Currys PC World £299 ($395). В течение первого месяца после распродажи цена по меньшей мере пять раз опускалась до £250 ($330), а в течение полугода — как минимум 13 раз до £279,9 ($370). Кофемашина De’Longhi в магазине John Lewis во время акции продавалась за £399 ($527), но в последующие полгода цена неоднократно снижалась до £368 ($486). «Умная» колонка Amazon Echo, которая со скидкой стоила £54,9 ($72,5), продавалась дешевле до распродажи.
«Наше расследование показывает, что это популярное мероприятие — сплошная шумиха, настоящих скидок на нем мало», — говорит Натали Хитчинс, специалист Which? по товарам и услугам для дома. В организации рекомендуют покупателям не совершать импульсивных покупок и не паниковать из-за того, что скидок больше не будет. Им также следует анализировать динамику изменения стоимости товаров и обращать внимание на то, какой цена была до распродажи.
В России, как показал опрос портала SuperJob, 60% потребителей (из 5 тыс.) не верят в скидки во время «черной пятницы». Этот показатель особенно высок среди респондентов в возрасте от 35 до 44 лет (67%) и с доходом более 80 тыс. рублей (68%). Настоящими скидки считают только 18% опрошенных. В SuperJob также выяснили, что в этом году участвовать в распродажах планируют только 9% россиян (из 1,6 тыс.) — это на 4% меньше, чем в прошлом году. Из них 26% хотят купить одежду, 25% — бытовую технику и еще 15% — электронику. В среднем респонденты готовы потратить на покупки 13,8 тыс. рублей по сравнению с 15 тыс. рублей годом ранее.
Всего во время прошлогодней акции, проходившей с 29 ноября по 1 декабря, жители России потратили 22,3 млрд рублей, а в 2018 году — 17,4 млрд, подсчитали в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). В этом году распродажи пройдут с 27 по 29 ноября, в них примут участие более 200 онлайн- и офлайн-магазинов. В АКИТ предполагают, что самым большим спросом будут пользоваться продукты, одежда и обувь, бытовая техника и электроника.
Автор
Евгения Чернышёва