Елена Луценко, QIWI: «Поколение Z — зожники, волонтеры и прагматичные онлайн-покупатели»
Компания QIWI объявила о переформатировании к следующему году образовательной программы FINTEEN по финансовой грамотности для детей и подростков. Перемен потребовали запросы аудитории и глобальные тренды. Сохраняется главная идея — воспитать финансово грамотное поколение. +1 поговорил с руководителем образовательных программ QIWI Еленой Луценко о том, почему до сих пор разговоры взрослых с подростком о деньгах – это почти как о сексе, и куда приведут нас ценности поколения Z.
— Недавно прошла такая новость: в Обнинске мужчина купил у «интеллигентного вида цыган» два биткоина с рук. Ему обещали, что к зиме они вырастут в два раза. У нас что, всё настолько плохо с финансовой грамотностью?
— Я могу говорить о проблемах финансовой необразованности взрослых только через призму детской аудитории — мы же с ними работаем. Молодое поколение в плане финансовой грамотности и безопасности, особенно в отношении современных платежных средств, более продвинутое. Но и детям мы всегда объясняем — электронный кошелек, как и обычный, надо защищать. Пароль нельзя сообщать ни лучшему другу, ни — скажу крамолу — родителям. Плюс мы учим подростков избегать уловок в соцсетях. Это — фишинговые сайты, подозрительные SMS, «левые» аккаунты, мнимые розыгрыши смартфонов и машин, «удвоители», сайты-двойники. Базис для мошенничества остается тем же, что и с бумажными деньгами, но меняется картинка. Проблема в том, что у нас в стране не самый высокий уровень финансовой культуры. Люди перед принятием важного решения не удосуживаются получить дополнительную информацию. Поэтому и покупают биткоины на улице с рук.
— По статистике, треть россиян предпочитает наличные. В российских семьях вообще может родиться доверие к электронным финансам?
— Действительно, на лицо противоречие. Официально зарплаты, пенсии в нашей стране приходят на карту. А самой популярной операцией остается снятие денег в банкомате. У детей электронные книги, электронные дневники, покупают активно в интернете, а карманные деньги им дают, по старинке, бумажные. Родители, которые в большинстве своем сами не имеют опыта обращения с безналичными платежами и электронными деньгами, просто не в состоянии показать пример своим детям. И точно не могут служить источником знаний.
Цель нашей программы — как раз показать, подсказать, дать знания о современных платежных технологиях и способах их использования и защиты. В этом мы видим свою социальную ответственность, особенно принимая во внимание, что среди аудитории пользователей наших сервисов много детей и подростков.
— А многие вам возразят: весьма распространено мнение, что наличность лучше копится, потому что расстаться с пачкой денег тяжелее, чем с безликими деньгами с карты...
Электронные кошельки и мобильные приложения позволяют расписать доходы-расходы, заложить обязательные и постоянные траты, видеть динамику и статистику трат. С наличными так не поступишь, притом что карманные деньги для 80% детей оставляют на тумбочке. Они знают, сколько родители дают на день, а сколько в неделю или в месяц — уже нет. На вопрос: «Как ты подсчитываешь расходы?» — самый частый ответ: «В голове». Наличность уходит влет, и они понимают, что две-три тысячи утекли в никуда, а можно было их потратить на новые наушники.
— В интервью вы всегда говорите, что надо детям давать карманные деньги. Какое-то противоречие получается.
— Да, карманные деньги, безусловно, нужны! Невозможно учиться финансовой грамотности только теоретически. Это как занятия по обучению плаванию без воды. Однако тема денег остается интимной наравне с вопросом, откуда берутся дети. В результате подростки выходят во взрослую жизнь, элементарно не зная, сколько стоит еда, коммуналка, налоги. Они не знают, сколько зарабатывают мама-папа. А если сесть и поговорить, объяснить, что доход семьи, скажем, 100 тысяч рублей в месяц, 40% из которых уходит на еду, — тогда, вероятно, они поймут, что не надо выпрашивать новые кроссовки за 25 тысяч? И кстати, карманные деньги не значат обязательно наличные! Регулярный перевод на карту ребенка отлично симулирует реальную взрослую жизнь, когда аванс и зарплата приходят два раза в месяц по конкретным числам. Это уже является первым шагом к ответственному планированию расходов и доходов.