Эмпатия улучшает творческие способности школьников

Умение сопереживать — один из самых востребованных гибких навыков

Фото: iStock

Сотрудники Кембриджского университета Хелен Деметриу и Билл Николл выяснили, что у школьников, которые умеют понимать мысли и эмоции других, лучше развиты творческие способности. Такие дети легче включаются в процесс обучения и умеют находить неочевидные решения для сложных задач.

В исследовании, опубликованном в научном журнале Improving Schools, участвовали ученики 9 класса (13–14 лет) из двух лондонских школ. Они изучали такой предмет, как дизайн и технология (Design and technology, D&T). В одной школе эту дисциплину преподавали так, как предусмотрено учебной программой, а в другой учеников обучали в соответствии с принципами программы Designing Our Tomorrow (DOT). Это проект, разработанный при участии сотрудников педагогического факультета Кембриджского университета. Он финансируется Научно-исследовательским советом по инженерным и физическим наукам Великобритании. Его цель — научить изучающих D&T школьников Англии и Уэльса дизайн-мышлению, то есть нестандартному подходу к решению сложных задач. В основе дизайн-мышления лежит в том числе эмпатия — способность сопереживать другим людям, понимать их чувства и мысли. Во время эксперимента ученики работали с такой темой, как ранняя диагностика и лечение астмы у детей в возрасте 6 лет и младше. Исследователи напоминают, что в Великобритании проживает 5,4 млн человек с этим заболеванием. Только в 2017 году от астмы умерли более 1,4 тыс. человек, многие из которых — маленькие дети.

Ученики должны были изучить вопрос, а также предложить и протестировать свои идеи. В частности, им нужно было понять, как научить детей и их близких пользоваться спейсерами (резервуар для аэрозольного ингалятора, который облегчает введение лекарства в легкие. — Прим. Plus-one.ru) и как сделать так, чтобы необходимое медицинское оборудование всегда было под рукой.

Фото: iStock

В начале и в конце учебного года специалисты оценивали творческое мышление школьников с помощью теста креативности Торренса для диагностики творческого мышления (Torrance Test of Creative Thinking). Он включает в себя несколько заданий на проверку изобразительных и вербальных способностей и позволяет оценить разные аспекты креативности: оригинальность, проработанность, выразительность, гибкость и другие. Тест прошли 64 ученика: 28 из первой школы и 36 из второй. Кроме того, ученые предложили выполнить одно из заданий по программе DOT ученицам 7 класса (11–12 лет), обучающимся в одной из лондонских школ для девочек.

Выяснилось, что за год у школьников, которых обучали дизайн-мышлению, повысился уровень креативности. Тест, проведенный в начале года, показал, что учащиеся из первой школы обладали более развитыми творческими способностями по сравнению со своими сверстниками из второй школы. Однако к концу года ситуация изменилась: ученики второй школы набрали больше баллов при прохождении теста. Например, исследователи заметили, что они стали более открытыми и научились ярко выражать свои эмоции. Проверка также показала, что мальчики стали лучше распознавать чувства других людей (эмоциональная эмпатия), девочки — лучше понимать чужие мысли (когнитивная эмпатия). Это, по мнению специалистов, поможет разрушить гендерные стереотипы, один из которых гласит, что мальчики не могут быть эмоциональными.

Помимо тестирования, ученые провели интервью с учащимися из второй школы и школы для девочек. Это помогло им убедиться в том, что на творческие решения подростков во многом повлияло их умение сопереживать другим людям. Многие школьники описывали свой опыт такими фразами, как «поставить себя на место другого», «посмотреть на вещи с другой стороны». «Если бы я был ребенком, использующим ингаляторы, я бы тоже был напуган», — рассказал один из участников исследования.

Авторы работы отмечают, что умение сопереживать положительно влияет на творческие способности, а также повышает вовлеченность школьников в процесс обучения. Они уверены, что школы должны уделять внимание развитию эмоционального интеллекта детей, причем не только во время занятий по дизайну и технологиям, но и в рамках других предметов. «Хорошие оценки имеют значение, но для процветания обществу нужны творческие, коммуникабельные и эмпатичные люди», — говорит Хелен Деметриу.

Эмоциональный интеллект вошел в пятерку самых востребованных среди работодателей мягких навыков 2020 года по версии компании LinkedIn (социальная сеть для поиска работы и деловой коммуникации). К такому выводу специалисты пришли, изучив более 660 млн аккаунтов специалистов и более 20 млн вакансий. Мягкие навыки — это навыки, которые помогают работнику находить общий язык с коллегами, руководством и клиентами. Помимо эмоционального интеллекта, в список LinkedIn вошли креативность, адаптивность, умение убеждать и умение работать в команде.

В этом году сотрудники компании Zety (платформа для создания резюме) опросили 205 специалистов по найму персонала в США. Исследователи выяснили, что, по мнению 61% опрошенных, мягкие навыки имеют более важное значение для работодателей по сравнению с жесткими (профессиональная компетентность). Эмоциональный интеллект оказался на восьмом месте из 10 в списке самых востребованных — на него обращают внимание 33% рекрутеров. На первое место специалисты поставили командную работу (с этим согласны 57% рекрутеров), на второе — коммуникабельность (55%), на третье — умение распоряжаться временем (46%). За ними следуют способность решать проблемы (45%), креативность (44%), лидерские качества (40%), организаторские способности (34%). А замыкают десятку умение принимать решения (28%) и умение управлять своим поведением во время стрессовых ситуаций (15%). В Zety подчеркивают, что мягкие навыки особенно необходимы при работе в удаленном режиме: сотрудники лишены возможности лично общаться друг с другом и вынуждены самостоятельно организовывать свое время. В список необходимых жестких навыков вошли аналитические способности, навыки в IT-сфере, базовые знания о работе с компьютером, умение обслуживать клиентов, навыки презентации, способность управлять командой и проектами, умение решать маркетинговые задачи, а также умение писать тексты и работать с графикой.