Как фармацевтические компании обогнали технологические по уровню доверия

Пандемия изменила отношение американцев к некоторым индустриям

Фото: iStock

Еще два года назад многие люди с недоверием относились к компаниям из фармацевтической отрасли. Однако в 2020 году производители лекарственных средств внесли существенный вклад в разработку вакцины от коронавируса, и это положительно повлияло на имидж индустрии. При этом отношение к технологическим компаниям, наоборот, изменилось в худшую сторону. Это связано в том числе с обеспокоенностью людей по поводу персональных данных и распространения дезинформации.

С 2001 года американская аналитическая компания Gallup публикует рейтинг отраслей экономики по уровню доверия к ним со стороны американцев. В 2019 году последние пять мест в списке из 25 пунктов заняли нефтегазовая отрасль, индустрия рекламы и связей с общественностью, сфера здравоохранения, институты федерального правительства, а также фармацевтическая промышленность. Фарминдустрия оказалась в конце рейтинга впервые за 19 лет. В Gallup выяснили, что больше половины (58%) жителей США относятся к фармкомпаниям отрицательно, 15% — нейтрально и лишь 27% — положительно. В опросе участвовали 1,5 тыс. взрослых американцев.

Аналитики объясняли, что негативное отношение респондентов к фарминдустрии может быть обусловлено разными причинами, начиная от высоких цен на лекарства и заканчивая большими расходами компаний на политическое лоббирование и их значимой ролью в опиоидном кризисе. Кризис, который также называют опиоидной эпидемией, разразился в США в 1990-е годы. Врачи начали выписывать пациентам с сильными болями опиоидные анальгетики. Многие стали злоупотреблять препаратами, и в результате становились от них зависимыми. В стране начало расти количество смертей от передозировки: только в 2019 году по этой причине скончалось более 70,6 тыс. человек. Как сообщается на сайте Министерства здравоохранения и социальных служб США, около 40% случаев смерти связано приемом опиоидных препаратов, приобретенных по рецепту врача.

С началом пандемии в 2020 году отношение американцев к фарминдустрии стало меняться. В марте 2021 года американское исследовательское агентство Data for Progress провело опрос с участием более 1,2 тыс. американцев. Оказалось, что больше половины из них (56%) относятся к фармацевтическим компаниям положительно и только 32% — отрицательно. В частности, большинство респондентов положительно воспринимают такие американские компании, как Johnson & Johnson (68% придерживаются о ней хорошего мнения), Pfizer (65%) и Moderna (60%). Еще 75% опрошенных сообщили, что они одобряют деятельность компаний по разработке вакцин от коронавируса.

Об изменении отношения потребителей к фармацевтической отрасли в лучшую сторону говорят и результаты исследования коммуникационного агентства Grayling. Помимо американцев аналитики опрашивали жителей Великобритании, Франции, Германии, России и Китая. Оказалось, что, по мнению 63% респондентов, фармацевтическая промышленность оказывает положительное влияние на общество, а по мнению 14% — отрицательное. Почти половина участников призналась, что сейчас они воспринимают фармкомпании более позитивно, чем до пандемии. Больше всего таких респондентов оказалось в Китае — 89%, а меньше всего во Франции — 33%. Выяснилось также, что каждый пятый (21%) участник опроса слышал о такой компании, как AstraZeneca (зарегистрирована в Великобритании), 15% — знают о Pfizer, 11% — о Johnson & Johnson и 10% — о Sanofi (Франция).

Глава направления «Здравоохранение» в Grayling Кэтрин Эйджер подчеркивает, что пандемия ускорила переход к так называемому сострадательному капитализму, при котором компании думают не только о выгоде, но и об экологических и социальных последствиях своей деятельности. Эту трансформацию поддерживают и участники опроса: 55% из них сказали, что они с большей вероятностью доверяли бы вакцинам от коронавируса, если бы производители не относились к ней исключительно как к источнику прибыли. Кэтрин Эйджер заключает, что сейчас у фармкомпаний появилась возможность решить такие проблемы, как низкая доступность и высокая стоимость лекарственных препаратов. И те, кто сможет это сделать, может рассчитывать на процветание в ближайшие годы.

Компании Pfizer, Johnson & Johnson, Sanofi наряду с F. Hoffmann-La Roche (Швейцария) и Merck & Co (США) являются крупнейшими игроками мирового рынка фармацевтических препаратов по версии исследовательской компании ResearchAndMarkets. Стоимость рынка в 2020 году аналитики оценивают более чем в $1,22 трлн. Самыми значимыми регионами стали Северная Америка (46% рынка) и Азиатско-Тихоокеанский регион (26%). Ожидается, что в этом году объем рынка достигнет $1,25 трлн, а к 2025 году — $1,7 трлн. В России объем коммерческого рынка лекарственных препаратов в розничных ценах по данным на январь 2021 года составлял 97,6 млрд рублей, что на 6,6% больше, по сравнению с январем 2020 года. Такие цифры приводят в маркетинговом агентстве DSM Group. Количество проданных упаковок при этом снизилось на 6,6% по сравнению с январем 2020 года и составило 392,7 млн единиц. Лидерами по стоимостному объему продаж стали компании российская компания «Отисифарм», Bayer (Германия) и Novartis (Швейцария).

Фото: iStock

Технологические компании начали проигрывать гонку

Репутация IT-компаний в последнее время стала портиться. Опрос Gallup, проведенный в феврале 2021 года, показал, что 45% взрослых американцев придерживаются негативного мнения о крупных технологических компаниях, включая Amazon, Facebook и Google. Более того, 22% респондентов относятся к ним крайне негативно. Для сравнения, в 2019 году эти показатели составляли 33% и 10% соответственно. Положительно о деятельности IT-фирм отзываются 34% опрошенных, что на 12% меньше, чем в 2019 году. Еще 20% не имеют мнения на этот счет (22% в 2019 году). Доля жителей США, которые выступают за усиление государственного регулирования в области компьютерных технологий, увеличилась с 48% до 57%. А доля тех, кто поддерживает ослабление регулирования, снизилась с 40% до 28%.

Настороженность людей по отношению к IT-сектору связана с такими проблемами, как распространение дезинформации и политической рекламы в интернете, рост влияния крупных технологических и медийных компаний, разжигание ненависти, невозможность обезопасить персональные данные и другие. Это выяснили в Gallup и американском некоммерческом фонде Knight Foundation, поддерживающем отрасль журналистики и искусств. В частности, вопросами конфиденциальности данных обеспокоены 94% опрошенных, а распространением ложной информации — 93%.