Формула помощи: как «правильно» помогать детям-сиротам
Анастасия Ложкина, директор по фандрайзингу благотворительного фонда «Арифметика добра»
Вспомните, как часто вы принимаете гостей? Вам понравится, если каждый день на протяжении двух недель к вам домой будут приходить незнакомые люди, дарить подарки, а взамен ждать выступления с песнями, танцами и стихами? Наверное, большинство из вас ответит отрицательно. Тем не менее, многие компании реализуют свою социальную ответственность в отношении воспитанников детских домов именно таким образом, особенно перед Новым годом. Подарки и поездки в сиротские учреждения накануне праздников, развлекательные шоу и концерты, оснащение современными компьютерами и бытовой техникой — все это примеры бессистемной поддержки, которая никак не связана с реальными потребностями детей.
У благотворителей возникает вопрос, как по-настоящему помочь детям-сиротам и привлечь к этому своих сотрудников? Отвечаем: важно не просто провести мероприятие, а найти те точки соприкосновения бизнеса и общества, которые позволят реализовать выгодные всем сценарии.
Например, коммерческие компании с их финансовыми возможностями, компетенциями и опытом в разных отраслях могут эффективно инвестировать в обучение и профессиональную подготовку воспитанников. В отличие от игрушек, гаджетов и концертов, хорошее образование — это подарок на всю жизнь. Для крупного бизнеса подобные программы имеют свою привлекательность. Они позволяют формировать кадровый резерв «под себя». Так что сегодня у ряда компаний корпоративная социальная ответственность включает создание и поддержку собственных образовательных модулей.
Другой эффективный вариант — сотрудничество с благотворительными фондами, которые владеют проблемой на экспертном уровне, но нуждаются в донорах для воплощения своих планов в жизнь. Партнеры «Арифметики добра» активно поддерживают образовательную программу «Шанс» для детей-сирот по обязательным предметам школьной программы в 24 регионах России. Более 1000 детей занимаются с преподавателями через интернет по индивидуальной программе.
Активное вовлечение сотрудников — это инструмент, который с успехом используют многие партнеры фонда: Pirelli, PepsiCo, SAP, PwC, Mazars. Благодаря интерактивным мероприятиям — велоквесту, благотворительному пробегу или ярмарке, творческим мастер-классам, семейным благотворительным праздникам — люди знакомятся с жизнью и проблемами детей.
Они узнают, что провести экскурсию по месту работы, участвовать в спортивных мероприятиях вместе с детьми, стать наставником для ребенка, волонтером на профориентационных квестах лучше, чем ездить в детские дома по праздникам. Если компания от себя удваивает личные пожертвования сотрудников, они получают дополнительную мотивацию, а благотворительная программа длится дольше и дает лучшие результаты. Получая «правильную» помощь, сироты становятся не только объектом социальной политики компании, но и частью жизни каждого члена команды.