Homo conscious: избавиться от информационного мусора

Как операторы связи мотивируют пользователей вести сознательный образ жизни

Фото: ПАО Вымпелком

Социальные сети, чаты с друзьями и коллегами, каналы на различных ресурсах — жизнь превратилась в бесконечную погоню за информацией. Стоит только притормозить, как появляется страх что-то пропустить, а значит — оказаться на обочине информационного мира. Как вести сознательный образ жизни (СОЖ) и оставаться в информационном поле — в материале РБК+1.

Нам необходим контроль

Сознание человека XXI века перегружено потоком нужного и ненужного контента из сети. Сложнее стало отделять важное от вторичного, выросла опасность «перегореть». В среднем россияне проводят в интернете около шести часов в день, по миру эта цифра еще выше — 6 часов 42 минуты. По данным ВЦИОМ, у 97 % россиян есть мобильный телефон (данные за 2017 год), а 45 % ежедневно или практически ежедневно используют соцсети, и цифры продолжают расти. 36 % россиян недосыпает. Во многих случаях — из-за того, что азартно расходуют свое время на расставленные мировой паутиной сети. Россияне осознают проблему: так, 62 % считают, что запрет мобильных телефонов в школах положительно повлияет на учебные процессы. Желание людей очиститься от переизбытка информации создает предпосылки для перехода к сознательному образу жизни. Разумеется, одними запретами тут не обойтись. Лучшее средство для борьбы с засильем сетей — это вы сами. Начинать нужно с себя, с изменения собственных привычек.

«Когда мы говорим о необходимости контроля над пользованием смартфоном, то имеем в виду две функции: обеспечение связи с людьми и доступ к информации. Обе функции несут плюсы, но есть и минусы: мессенджеры и социальные сети отвлекают от дел, мешают сосредоточиться. Наш мозг постоянно ищет информацию», — говорит психолог Елена Петрова.

Решиться на детокс

Психолог сравнивает потребление информации с потреблением пищи. Вы же знаете, что здоровое питание лучше нездорового, что полезно есть медленноусвояемые углеводы (гречку), а потребление быстрых углеводов (шоколадных батончиков) желательно сократить. Но вы выбираете батончики — их легко купить, не нужно готовить, они приятнее, чем гречка. Похожие процессы происходят и с потреблением информации. Открыть соцсети и почитать заголовки легко — это не требует сосредоточения, а прочитать аналитический текст или книгу сложнее. Человек склонен выбирать путь наименьшего сопротивления.

«Мы привыкаем получать обрывочную информацию. Пролистали ленту Facebook, проверили Instagram, мозг получил стимуляцию и тут же забыл, где и что видел. Мы не дочитали, перескочили на новое, забыли, с чего начали. Сложно сосредоточиться на одном деле, не отвлекаясь на соцсети и мессенджеры. У людей нарушается важнейшая способность — концентрация внимания, пропадает вовлеченность, возникает зависимость от смартфона. Человек чувствует дискомфорт, оставаясь без телефона на долгое время», — считает специалист.

Человек знающий, человек ответственный не готов с этим мириться. Сегодня и лидеры бизнеса, извлекающего прибыль из средств связи, понимают, что нужны новые подходы, чтобы клиент от них не уходил. Да и сотрудникам компаний, ежедневно имеющим дело с информацией и связью, нужны очистка и перезагрузка — они понимают потребности людей, улавливают новые веяния и запросы потребителя.

Интернет за здоровый сон

Одной из первых в России компаний, предложивших решения в области СОЖ, стала «Билайн». Сначала она запустила акцию «Гиги за шаги», мотивируя пользователей больше двигаться. Проходя определенную дистанцию (10000 шагов), участники получают дополнительный трафик интернета. В акции принимают участие уже более полумиллиона человек. В 2019 году компания предложила «Гиги за мозги» — акцию, мотивирующую пользователей читать не менее 30 минут в день, «Гиги за сон» — дополнительный трафик за 8-часовой сон — и «Гиги за детокс» — трафик за отказ от смартфона на 2 часа.

«С каждым годом наши клиенты потребляют все больше мобильного интернета. С одной стороны, для нас это драйвер для развития и модернизации сети, улучшения качества связи, с другой — понимание важности продолжения кампании за осознанное потребление среди абонентов «Гиги за...», — сказала Ирина Лебедева, исполнительный вице-президент по маркетингу и бренду ПАО «ВымпелКом».

Директор центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ Высшей школы экономики Александр Чулок считает, что сознательный образ жизни включает три ключевых фактора: ответственность за принятие решений, этическое поведение и сочетание креативности и критики.

«Мода на сознательный образ жизни — дорога с двусторонним движением. Зарабатывание денег — больше не первостепенная цель. Например, недавно около 180 крупных американских компаний заявили, что удовлетворение общества от их деятельности важнее, чем получение прибыли. Во многих современных компаниях появилась должность менеджера по экологии или корпоративной социальной ответственности (КСО). Я считаю, что следующим важным направлением для бизнеса станет этика. Для новых поколений этические факторы очень значимы, они входят в базовый набор их ценностей. По данным недавнего исследования в США, 70–80 % респондентов готовы отказаться от приобретения услуги, если компания, с их точки зрения, вела себя неэтично. Даже в России эта тема становится все более чувствительной, хотя нам еще предстоит большая работа в этом направлении», — сказал Александр Чулок.