27.11.2020
Партнерский материал
Общество

«Во время пандемии спрос на продовольственную помощь в мире вырос в четыре раза»

Как продуктовые торговые сети помогают россиянам пережить коронавирус

Фото: iStock

Эксперты Всемирной продовольственной программы ООН прогнозируют, что к концу 2020 года 265 млн человек ощутят острую нехватку еды, притом что в апреле того же года проблема затрагивала 135 млн человек. Одной из причин, повлиявших на отсутствие продовольственной безопасности в мире, в ООН признали коронавирус. В России акции продовольственной помощи нуждающимся регулярно проводят продуктовые ритейлеры. Помимо этого, торговые сети запускают социальные программы, которые помогают россиянам пережить пандемию.

Мировой кризис

В апреле 2020 года эксперты Всемирной продовольственной программы ООН подсчитали, что 135 млн человек из 55 стран ощущают острую нехватку продовольствия. В докладе отмечалось, что человек, нуждающийся в срочной гуманитарной помощи, наиболее уязвим к последствиям пандемии.

«Военные конфликты, экстремальные погодные условия, пустынная саранча, экономические потрясения и COVID-19, как ожидается, станут причинами отсутствия продовольственной безопасности в 2020 году», — прогнозируют эксперты ООН. Они полагают, что к концу 2020 года отсутствие продовольственной безопасности затронет 265 млн человек. Наиболее пострадавшими от нехватки продовольствия на начало года в организации признали жителей африканских (73 млн человек) и азиатских (43 млн человек) регионов. В ООН призвали все страны сплотиться и помочь нуждающимся.

В апреле и мае свои исследования также проводила Глобальная сеть банков еды. Организация опросила банки продовольствия в более чем 40 странах, в том числе и в России. И если в апреле об увеличении спроса на чрезвычайную продовольственную помощь сообщали 93% респондентов, то в мае уже 100%, при этом количество опрошенных банков увеличилось с 43 до 47. За один месяц количество подопечных этих организаций во всем мире выросло вдвое — с 50 тыс. до 107 тыс. человек.

В России спрос на чрезвычайную продовольственную помощь в мае по сравнению с апрелем вырос на величину от 0% до 20% (конкретные данные исследователи не уточняют. — Прим. Plus-one.ru). Такие же цифры зафиксированы в Турции, Китае и Канаде. С 41% до 60% возрос спрос на продовольствие в Австралии, Бразилии и Мексике, с 81% до 100% — в Колумбии, Боливии, Новой Зеландии, Индии и некоторых африканских республиках. При этом 54% продовольственных банков сообщили, что испытывают критический дефицит финансирования, 94% организаций заявили о срочной потребности в продовольствии.

«Самое важное — это средства на приобретение нескоропортящихся продуктов питания или пожертвования основных продуктов питания (рис, макароны, мука, консервы и другие)», — пояснили нужды благотворительных организаций в Глобальной сети банков еды. Кроме того, более половины опрошенных банков продовольствия отметили потребность в средствах индивидуальной защиты, а 75% — в транспортной поддержке. В этом же нуждаются и российские благотворительные организации. Это Plus-one.ru подтвердили в Фонде продовольствия «Русь», единственном в стране банке еды.

Продовольственная помощь

C началом введения в России всеобщего режима самоизоляции многие компании, некоммерческие организации и частные лица стали проводить благотворительные кампании. Этим занимается, например, российский продовольственный ритейлер X5 Retail Group, в который входят «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». Он запустил несколько программ, позволяющих обеспечить продовольственную безопасность в стране. Так, с конца марта компания проводит онлайн-марафон «Корзина доброты». Это интернет-версия социального проекта, который ритейлер начал развивать совместно с фондом «Русь» в 2015 году. Идея «Корзины доброты» заключается в том, что волонтеры собирают нескоропортящиеся продукты в магазинах торговых сетей X5 и передают их нуждающимся семьям с детьми, попавшим в сложную жизненную ситуацию, инвалидам и одиноким пенсионерам. В связи с пандемией коронавируса сбор в магазинах перевели на онлайн-площадку проекта.

X5 Retail Group и фонд продовольствия «Русь» также возобновили проводившийся в первую волну коронавируса сбор продуктов для регионов, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции. На сайте проекта можно оплатить один или несколько наборов, которые будут направлены нуждающимся. Подобные программы по сбору благотворительных продуктовых пожертвований работают и в других российских торговых сетях.

Отдельно «Пятерочка» продолжила программу по бесплатной экспресс-доставке продуктов на дом для пенсионеров, людей с ограниченными возможностями, многодетных семей и других слабозащищенных категорий населения. В Московском регионе к такой практике после первой волны эпидемии вернулся и онлайн-гипермаркет «Перекресток Впрок».

Между тем компания помогала не только нуждающимся. Весной smart kitchen (фабрика-кухня, собственное производство кулинарии для магазинов. — Прим. Plus-one.ru) торговой сети «Перекресток» начала бесплатную доставку готовой еды для врачей шести московских больниц. С 1 апреля 600 готовых обедов ежедневно поставлялись в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, городские клинические больницы № 15 и № 52, инфекционные клинические больницы № 1 и № 2, а также в челюстно-лицевой госпиталь для ветеранов войн. В конце октября «Пятерочка» вместе с фондом «Русь» повторила акцию, которая проводилась в первую волну эпидемии и была направлена на поддержку работников медицинских учреждений, лечащих пациентов с коронавирусной инфекцией. Организации направили 5,5 т бесплатных продуктов в больницы Санкт-Петербурга, Москвы и Рязани. Чай, кофе и сладости, а также колбасные, молочные изделия и воду получили более 6,6 тыс. врачей и сотрудников больниц.

Помимо сборов для людей, X5 Retail Group проводила и акции для животных. Так, в магазинах «Пятерочка» и «Карусель» собирали корм для кошачьих и собачьих приютов. Президент фонда «Русь» Юлия Назарова рассказала Plus-one.ru, что бизнес помог благотворителям «масштабировать объемы и географию помощи» в непростой период. Согласно информации продовольственного банка, в благотворительных акциях во время пандемии участвует не только ритейл. Раз в неделю-две в различные российские регионы молочную продукцию тоннами направляют PepsiCo и Parmalat, кофе — Jacobs, хлопья, печенье и готовые завтраки — Kellogg, детское питание, каши и соусы — Kraft Heinz Company. «Мы гордимся нашим партнерством с компанией X5 Retail Group, в рамках которого у нас есть возможность предоставлять реальную помощь социально незащищенным категориям граждан в разных регионах страны», — отметила Юлия Назарова.

Фото: iStock

«Удовлетворить все потребности невозможно»

Менеджер отдела по коммуникациям фонда «Русь» Егор Гольдин рассказал Plus-one.ru, что помочь всем, несмотря на широкую поддержку крупного бизнеса, пока еще нельзя.

«Удовлетворить все потребности невозможно. Во времена первой волны мы участвовали в исследовании, которое проводила Глобальная сеть банков еды. Анализ показал, что спрос на продовольственную помощь в мире вырос в четыре раза. Россия не стала исключением: кормильцы лишились источников дохода. Но, несмотря на кризис, компании стали активно идти на содействие, и количество пожертвований возросло. Если до пандемии мы собирали в месяц 100–200 тонн продукции, то в первую волну объем увеличился до 600 тонн в месяц», — отметил Гольдин.

В то же время между первой и второй волной, когда прекратилась самоизоляция, компании стали помогать меньше, так как кризис пошел на спад. При этом если в первую волну наиболее остро ситуация с нехваткой продуктов стояла в Москве и Санкт-Петербурге, то во время второй о трудностях заговорили Владимир, Рязань, Ростов и Челябинск. «Но количество обращений выросло везде, поэтому ситуация сложная во всех регионах, — добавил представитель фонда „Русь“. — Конечно, хотелось бы получить больше отдачи от местных производителей. Они меньше идут на контакт, чем крупные компании, но их тоже можно понять: у них нет таких возможностей».

Егор Гольдин напомнил, что власти после обращений фонда приняли закон, по которому налогом на прибыль больше не облагается до 1% выручки компании, если она передает эти деньги или продукты на ту же сумму на благотворительность. «Мы надеемся на такое же решение по НДС, чтобы компаниям стало легче отдавать товары на благотворительность, а не утилизировать и не платить при этом налоги», — заключил Гольдин.

По мнению директора по устойчивому развитию X5 Retail Group Яны Синесью, урегулирование налоговых вопросов в части благотворительности способно расширить круг компаний, развивающих эту деятельность. «Тем не менее мы уже сейчас видим помощь нуждающимся частью нашей стратегии устойчивого развития и считаем своим долгом помогать тем, кто попал в сложную ситуацию. За пять лет существования „Корзины доброты“ собрано 560 тонн еды, которые переданы в более чем 62 тыс. семей», — подчеркнула Яна Синесью.