Как «тихие» активисты помогают решать климатические проблемы
Действия обычных людей в повседневной жизни приближают мир к устойчивому развитию
Обычно активисты стараются громко заявлять о своей позиции — считается, что это действенный способ обратить внимание общественности на существующие проблемы и возможные пути их решения. Однако свой вклад в преобразование окружающей действительности вносят обычные люди и локальные организации — некоторые специалисты называют их деятельность «тихим активизмом».
Исследовательница из Манчестерского университета (Великобритания) Лаура Поттинджер отмечает, что традиционный активизм предусматривает демонстративные формы протеста. Однако активизмом, а точнее, «тихим активизмом», можно называть и небольшие повседневные действия созидательного характера, которые совершаются обычными людьми, уверена специалист.
Лаура Поттинджер приводит в пример так называемых хранителей семян (англ. — Seed Savers). Это организации и отдельные люди, которые занимаются хранением семян. Таким образом они не только обеспечивают продовольственную безопасность в своих регионах, но и способствуют сохранению биоразнообразия. В частности, в Великобритании свое хранилище семян — Heritage Seed Library (HSL) — есть у некоммерческой организации Garden Organic, которая занимается популяризацией органического сельского хозяйства. Основная задача HSL состоит в том, чтобы повысить доступность овощей малораспространенных европейских сортов. В Мозамбике, который в последнее время все чаще сталкивается с аномальными погодными явлениями, сохранением семян занимается фермерская ассоциация Manja Athu. Ее поддерживает Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН.
Схожее определение «тихому активизму» дает группа австралийских исследователей из Мельбурнского королевского технологического и Кертинского университетов, Университета Маккуори и Университета Тасмании. Они опубликовали книгу под названием Quiet Activism. Climate Action at the Local Scale (от англ. — «Тихий активизм. Действия по борьбе с изменением климата на местном уровне»). Деятельность обычных людей и локальных организаций в ней рассматривается в контексте борьбы с изменением климата.
Исследователи напоминают, что небольшие шаги на местном уровне часто недооцениваются. Однако именно эти действия, по их словам, помогают добиться значимых изменений, особенно в том случае, если они регулярны, согласованы и адаптированы к конкретным условиям. «Тихий активизм — это не панацея, — пишут они. — Как и любая другая форма активизма, он может быть неэффективным или, что еще хуже, опасным. <...> Однако при соблюдении этических норм и принципов „тихий активизм“ может существенно изменить жизнь и общество».
«Тихий активизм» на примерах
Как «тихий активизм» можно охарактеризовать работу австралийской благотворительной организации Climate for Change (C4C) из Мельбурна. Она проводит связанные с темой климата мероприятия во многих штатах страны. Флагманская программа НКО — Climate Conversations (от англ. — «Разговоры о климате») — основана на маркетинговой стратегии компании по производству посуды Tupperware. Она продвигает свою продукцию во время презентаций, или так называемых домашних вечеринок, во время которых перед собравшимися в доме гостями выступает специально обученный консультант. Эта модель взаимодействия с людьми, как утверждают в Climate for Change, уникальна тем, что она заставляет людей дискутировать на тему климата и тем самым привлекает их внимание к проблеме.
С 2014 года организация обучила более 340 волонтеров-фасилитаторов (производное от английского глагола to facilitate — «облегчать», «содействовать»). Это люди, которые помогают наладить коммуникацию в группе. C4C также организовала более 1,1 тыс. посвященных климату встреч, в которых участвовали более 10 тыс. человек. За 2019-2020 финансовый год состоялось 140 мероприятий с участием более 1,4 тыс. человек. Самый активный фасилитатор — Джоди Минтон — провел 29 дискуссий более чем с 300 людьми.
Некоммерческая организация Environment House специализируется на более широком круге проблем, связанных с устойчивым развитием: изменение климата, утрата биоразнообразия, сохранение водно-болотных угодий. Офис НКО, существующей с начала 2000-х годов, находится в городе Бейсуотер в Западной Австралии. Основная задача НКО состоит в просвещении общественности и вовлечении людей в решение различных проблем. Environment House проводит семинары и мастер-классы по различным темам. Они включают компостирование, починку старых вещей, выращивание червей и технику бокаши (превращение пищевых отходов и других органических веществ в добавку, которая повышает уровень содержания питательных веществ в почве и улучшает ее текстуру. — Прим. Plus-one.ru). Большую часть работы в Environment House выполняют волонтеры — их насчитывается более 40. У организации также есть собственный интернет-магазин — EcoShop, в котором продаются экологичные товары для ухода за животными, косметические и чистящие средства, посуда, подарки.
Другая австралийская некоммерческая организация, которая пытается решать глобальные проблемы на локальном уровне, — созданная в 2010 году Climarte. Она привлекает деятелей искусства и ученых к участию в выставках, фестивалях и других мероприятиях, посвященных климатическим и социальным проблемам. На сайте организации сообщается, что с помощью «силы искусства» она вдохновляет людей на совершение действий, направленных на достижение углеродной нейтральности и предотвращение глобального потепления.
Борьба с изменением климата: власти vs обычные люди
Почти две трети (63%) жителей США уверены, что изменение климата в определенной или значительной степени влияет на их сообщество. При этом 65% американцев считают, что федеральное правительство делает слишком мало для снижения негативного воздействия климатических изменений. Недостаточно активную политику, по мнению населения США, власти проводят и в других сферах, включая улучшение качества воды и воздуха, защиту дикой природы. Такие результаты показал опрос американского исследовательского центра Pew Research Center, проведенный в апреле — мае 2020 года с участием почти 11 тыс. взрослых. Большинство респондентов поддерживают инициативы, направленные на решение этой проблемы. Среди таких инициатив — посадка деревьев, ужесточение требований к выбросам от предприятий из сферы электроэнергетики, налоговые льготы для компаний, которые разрабатывают технологии для улавливания и хранения углерода.
Однако к значимым изменениям могут привести и действия отдельных людей, следует из результатов другого опроса, проведенного сотрудником Кардиффского университета (Великобритания) Стивом Уэстлейком среди более 400 человек. Оказалось, что больше половины респондентов стали реже летать на самолетах, потому что они знакомы с людьми, которые отказались от этого вида транспорта из-за его негативного влияния на климат. Около трех четвертей участников исследования сообщили, что знакомство с такими людьми каким-то образом повлияло на их отношение к полетам и проблеме изменения климата. Стив Уэстлейк уверен, что личный пример наряду с политическими действиями может способствовать массовому отказу от полетов и, как следствие, сокращению выбросов CO2.
Опрос Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) в свою очередь показал, что после снятия связанных с пандемией ограничений 74% жителей стран Евросоюза (ЕС) планируют сократить количество полетов на самолете по экологическим причинам. 71% опрошенных заявили о своем намерении пользоваться поездами. Кроме того, 66% европейцев сообщили, что из-за климатических изменений они стали есть меньше мяса. 13% планируют сократить потребление этого продукта в ближайшее время. Исследование проходило в октябре — ноябре 2020 года, в нем участвовали более 27 тыс. жителей 27 стран ЕС.
Автор
Евгения Чернышёва