Как защитить учеников от негативных последствий пандемии
Некоторые исследования указывают, что онлайн-обучение менее эффективно по сравнению с традиционным
Во время пандемии школы полностью закрылись по меньшей мере в 100 странах. Как следует из данных ЮНЕСКО, это затронуло более 50% учащихся во всем мире. В Европе и Центральной Азии, по оценкам Всемирного банка, школы перестали работать в 45 странах, и это коснулось 185 млн учеников. Закрытие учебных заведений негативно влияет на успеваемость учащихся и увеличивает разрыв между семьями с разным социально-экономическим статусом. Но эксперты напоминают, что сегодня существуют эффективные способы преодолеть последствия пандемии.
Согласно информации ООН, в 2020 году школы были закрыты около 79 учебных дней. Это примерно 40% от общего количества учебного времени в странах из Организации экономического сотрудничества и развития, а также странах «Группы двадцати» (The Group of Twenty, G20). Для государств с высоким уровнем доходов показатель составлял в среднем 53 дня, а для государств с уровнем доходов ниже среднего — 115 дней. Меры для снижения воздействия пандемии на школьников младшего возраста, как сообщают в организации, принимает только треть из 142 государств во всем мире, причем в большинстве из них население имеет высокий уровень дохода.
Перерывы в образовательном процессе — например, из-за каникул или прогулов — оказывают негативное воздействие на успеваемость детей. В большей степени это касается тех, чьи семьи имеют низкий социально-экономический статус (СЭС). Об этом напоминает социолог, сотрудница Университета Ватерлоо (Канада) Дженис Аурини. Вместе с коллегой Скотт Дэвис еще в 2013 году она провела исследование, посвященное влиянию летних каникул на грамотность и успеваемость школьников. Ученые проанализировали данные более чем о 1,3 тыс. учеников 1–3 классов из 85 англоязычных школ Онтарио. Социологи изучили показатели успеваемости школьников, результаты тестов на грамотность, которые они проходили в сентябре и июне, а также результаты опросов родителей — их спрашивали, в том числе о составе семьи, уровне дохода, наличии дома книг, интернета и других источников информации. Выяснилось, что во время летних каникул уровень грамотности у детей из обеспеченных семей рос, в то время как у детей из бедных семей — падал.
Недавно Дженис Аурини и Скотт Дэвис провели еще одно исследование, чтобы оценить, как вспышка COVID-19 и закрытие школ повлияли на успехи детей в обучении чтению и счету. Они изучили данные 14 групп учащихся начальных классов из школ Онтарио, собранные в период с 2010 по 2015 год. Около 3,7 тыс. школьников принимали участие в летних образовательных программах, еще 12,2 тыс. — нет. Используя методы регрессионного анализа, ученые спрогнозировали, что из-за закрытия школ во время пандемии ученики с нормальной успеваемостью начнут отставать на 3,5 месяца от учебного года, а ученики с низкой успеваемостью — на 6,5 месяцев.
Результаты других исследований, как отмечает Дженис Аурини, указывают на то, что онлайн-обучение менее эффективно по сравнению с традиционным. Например, в Нидерландах школы были закрыты в течение восьми недель, при этом многие быстро перешли на удаленный режим. Однако сотрудники Центра демографических наук Леверхалма при Оксфордском университете обнаружили, что учащиеся начальных классов в стране потеряли пятую часть тех достижений, которых они обычно добиваются за год. Результаты учеников из малообразованных семей были хуже на 60%. Чтобы прийти к таким выводам, ученые сравнили результаты экзаменов по основным предметам до и после изоляции и прогресс за этот период и три предыдущих года.
Руководитель отдела образования ЮНИСЕФ Роберт Дженкинс говорит, что «настоящим спасением» для детей во всем мире стала возможность перейти на дистанционный режим. Однако, по его словам, ей не всегда могли воспользоваться учащиеся из наиболее уязвимых слоев населения.
В Центре общего и дополнительного образования им. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ подтверждают, что в наиболее неблагоприятной ситуации во время пандемии оказались школьники из семей с низким СЭС. У них реже, чем у учеников из образованных и обеспеченных семей, дома есть рабочее место, компьютеры и качественный интернет. Кроме того, они не всегда могут рассчитывать на помощь близких. Сами родители с низким доходом, как сообщают специалисты, чувствуют себя менее уверенными в своей способности компенсировать потерянное обучение. Они не всегда могут предоставить ресурсы для облегчения домашнего обучения (например, купить цифровые устройства или нанять репетитора).
«Но дело не только в семьях, — сказал Plus-one.ru Директор Центра общего и дополнительного образования им. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. — Дети из малообеспеченных семей, как известно из исследований, в том числе российских, часто учатся в определенной группе школ. Эти школы хуже оснащены, имеют менее квалифицированный педагогический состав. Соответственно, в период пандемии практики дистанционного обучения в них оказались менее качественными как в технологическом, так и педагогическом аспектах».
Как компенсировать потери в обучении
Дженис Аурини из Университета Ватерлоо считает, что снизить негативное влияние пандемии на успеваемость школьников можно с помощью бесплатных летних образовательных лагерей — они создаются в том числе при поддержке канадских властей. По словам исследовательницы, в таких лагерях царит веселая атмосфера, у школьников есть возможность отдыхать, ходить на экскурсии, участвовать в мероприятиях со своими родителями. Преодолеть негативные последствия пандемии можно также с помощью дополнительных индивидуальных или групповых занятий. Не менее важно, по мнению Дженис Аурини, проводить занятия во время каникул с отстающими учениками — лучше всего делать это в небольших группах.
Возможные стратегии решения проблемы перечисляют и в Центре общего и дополнительного образования им. А. Пинского. Восполнить потери, по мнению специалистов, можно за счет увеличения продолжительности учебного года, учебной недели или дня. Однако нужно понимать, что учащиеся из малообеспеченных и неблагополучных семей не всегда могут извлечь пользу из этой стратегии. Ее эффективность, кроме прочего, зависит от таких факторов, как качество обучения, способности школьников и обстановка в классе. «В этой стратегии важно не только механически продлить время, но и сделать так, чтобы обеспечить высокий уровень вовлеченности учащихся», — комментирует Сергей Косарецкий.
Более эффективным способом восстановить знания и повысить успеваемость учеников считается репетиторство. Эксперты напоминают, что за 2020–2021 годы было запущено несколько программ поддержки отстающих школьников и школьников из неблагополучных семей с целью компенсировать потери в обучении. Примером может служить программа, которая действовала в средних школах Италии. Во время карантина учащиеся из неблагополучных семей по меньшей мере по три часа в неделю в онлайн-режиме занимались с волонтерами — студентами университетов. В результате у учащихся — участников эксперимента выросла академическая успеваемость и улучшилось психоэмоционального состояние.
В Центре общего и дополнительного образования им. А. Пинского отмечают, что стоимость занятий в формате peer-tutoring (от англ. peer — «наставник», tutoring — «репетиторство»; занятия школьников с более старшими учениками или студентами) гораздо ниже, чем стоимость уроков с квалифицированными преподавателями. При этом они могут быть полезными как для тех, кто учится, так и для тех, кто учит. Для повышения эффективности таких занятий специалисты рекомендуют включать их в школьное расписание, а не проводить после уроков. Заниматься необходимо не реже трех раз в неделю в группах по 3–4 человека. Минимальная продолжительность такого урока должна составлять 30–40 минут. При этом важно качественно прорабатывать программу обучения, постоянно оценивать успехи детей. Желательно также, чтобы один репетитор постоянно занимался с одной группой учеников — это помогает сформировать между ними хорошие отношения.
Летние образовательные программы, нацеленные на детей с рисками снижения успеваемости, тоже могут компенсировать нехватку знаний, считают в Центре им. А. Пинского. Во время таких программ — важно, чтобы они были бесплатными, — ученикам необходимо давать знания и впечатления, отличные от тех, которые они получают во время учебы в школе. Кроме того, в образовательном процессе должны участвовать родители — благодаря этому они смогут оказывать большее влияние на успеваемость детей, говорят специалисты. Они добавляют, что сейчас важно принимать меры, направленные на поддержку психологического здоровья и субъективного благополучия детей и учителей. Это можно делать с помощью так называемого социально-эмоционального обучения — развития эмоционального интеллекта и эмпатии, навыков регулирования психоэмоциональных состояний, выстраивания отношений и других.
Автор
Евгения Чернышёва