«Медитация — метод, который позволяет двигаться к целям»
3 августа в Москве прошла конференция «Осознанное лидерство», одним из спикеров которой стал визионер и инвестор, глава компании QIWI Сергей Солонин. В интервью «+1» он поделился своим видением роли и места медитации в бизнесе, собственным опытом таких практик и представлением о том, что может заменить их в будущем.
— Как вы понимаете осознанность?
— Есть слова, которые настолько часто употребляют, что они уже ничего не значат: все смыслы отсекаются. «Осознанность» — одно из таких слов. У него много разных значений, и поэтому говорить без контекста стало невозможно. Если речь идет об осознанном лидерстве — это, скорее, про рациональный выбор, который происходит на чуть более высоком уровне сложности, чем тот, на котором находится сам лидер. То есть осознанное лидерство — это способность видеть и делать сознательный выбор. Понимать, каким быть, в каких ситуациях, как реагировать на те или иные внешние и внутренние факторы, какую компанию строить.
— В Гарвардской школе бизнеса говорят, что лишь немногие менеджеры теряют работу из-за отсутствия мудрости, но многие — из-за отсутствия эмоционального интеллекта. Насколько осознанность помогает развитию последнего?
— Когда говорят об эмоциональном интеллекте, имеют в виду уровни реакции на определенные события, действия, интеракцию с людьми и те фильтры восприятия, которые мы для себя выстраиваем. Хороший уровень развития эмоционального интеллекта, в моем понимании, — это когда ты не просто тренируешь реакции определенного свойства, а выбираешь их. Это не о том, чтобы не реагировать и не повышать голос. Это когда ты, наоборот, можешь осознанно выбрать ту или иную модель поведения, при этом не соединяясь с ней слишком плотно.
— Рынок осознанности в несколько миллиардов долларов, Google, Apple и другие крупнейшие компании с корпоративными практиками медитации — все это просто хайп? Или все-таки в этом есть ценность, которая влияет на стоимость бизнеса?
— Если я хочу, чтобы у людей была возможность развиваться в компании, личностно или духовно, — появится курс медитации. Сказать, хайп или нет, сложно. Скорее, это определенная среда, которая диктуется спросом на практики. У молодежи сегодня есть запрос на личностное развитие, и он больше, чем раньше. Поэтому компании открывают подобные внутренние курсы. Часто это идет не от руководства (хотя где-то есть и такое), а отражает коллективный запрос.
— А что для вас лично значит практика медитации?
— Мой опыт говорит о том, что запрос на такие вещи как развитие и практики медитации должен быть внутренним. Навязать его и сделать чем-то привычным нельзя. В нашей компании есть курсы йоги и медитативные практики, потому что люди сами этого захотели. И если есть запрос, мы даем такую возможность. Но тех сотрудников, кого волнует развитие и кто выбирает этот метод, у нас не очень много. Сейчас это группа в 60 человек из коллектива в 2000. Ведет ее Александр Уткин — практикующий мастер и сотрудник компании. Все это классно, и мне нравится, что это рождается снизу и что на практики есть спрос. Но вводить их как обязаловку и говорить, что все компании должны так делать, потому что это увеличивает производительность, я бы не стал.
— Сейчас много говорится о том, что компании должны ориентироваться не на создание стоимости для акционеров, а на создание ценностей. Вы наверняка слышали про социальный, этичный бизнес. Насколько, на ваш взгляд, такого рода представления порождены практиками осознанности и их массовым приходом на Запад?
— Бизнес как некий организм повторяет определенные эволюционные этапы истории человека. Если посмотреть на некоторых практиков развития, мы увидим, что мы действительно развиваемся постепенно — от эгоцентричной модели к более этноцентричной, мироцентричной и даже космоцентричной. Развитие человека предполагает, что он задумывается о периметрах шире себя самого. То же самое происходит с компаниями, когда они начинают заботиться не о себе любимых, а о людях вокруг. Это нормально и естественно. Это ход эволюции.
Мы сейчас начинаем работать с новыми поколениями, Y и Z, и у них на внутреннем уровне есть запрос: «Зачем и для кого мы это делаем?». Поколения будут меняться, и те, кто сейчас учатся или только начинают работать, будут больше влиять на среду. Все больше компаний станут задавать этот вопрос и на него отвечать, а это будет вести к тому, что ценностно-ориентированных бизнесов будет появляться больше.